Истории

Билетные терминалы на вокзалах Петербурга - очереди, поломки, потерянные деньги

В Петербурге железнодорожным пассажирам навязывают техническую новинку – терминал для продажи билетов на электричку – а они недовольны. На Балтийском вокзале билеты в кассах уже не продают, если ты не льготник. А у терминалов одна за другой вскрываются проблемы. Хуже всего обстоят дела в пятницу и утром в субботу. Наплыв пассажиров огромный, терминалы ломаются, «подвисают», в них заканчивается сдача. Бывают и другие неприятности, избавляться от которых железнодорожники не собираются.

Корреспондент «МР» не раз пытался подсчитать, что быстрее: терминал или живой кассир в окошке. Толковый кассир за минуту успевает обилетить двух-трех покупателей, зато в терминале та же минута уходит на одного. Можно сделать скидку на отсутствие опыта и понадеяться, что через год-другой все станут быстро и ловко проворачивать манипуляцию при покупке: сходу набирать название станции, совать деньги в купюроприемник и выгребать сдачу. Правда, терминалам этим уже год, люди вроде как освоились – а проблемы остались. Хуже всего ситуация на Балтийском вокзале, где еще с весны пассажиров, за исключением льготников, вообще перестали обслуживать в кассах. Теперь понятно, что имела в виду дирекция ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания», когда говорила после установки терминалов, что количество пассажиров, пользующихся этим новомодным средством, будет каждый год увеличиваться в несколько раз.

Льготники – это, в основном, пенсионеры, конечно, им с терминалом быстро не справиться, да и скидки терминал оформлять не умеет… Но на других вокзалах, где для обычных пассажиров работают и автоматы, и кассовые окошечки, ситуация более-менее здоровая.

«Я пришел на вокзал, отстоял очередь в кассу, сунул кассиру тысячу, получил сдачу и только через несколько секунд понял, что билета мне не дали, и это не сдача, а просто мне деньги разменяли, - рассказал основатель «Заливает.СПб», общественный помощник депутата Максима Резника Федор Горожанко. - Кассир в тот момент уже переключился на следующего в очереди. То есть кассир все равно потратил на меня время, но билет выдавать и не подумал. Пришлось идти к терминалу, хотя там тоже была  очередь. Терминал нормально работал, но почему-то отверстие для сдачи там так расположено, что аппарат просто выплюнул деньги мне под ноги».

Другим пассажирам везло меньше. На «народной линии Вестей» есть рассказ петербурженки, которой пришлось покупать билет в терминале… пропустить две электрички и, соответственно, последний автобус, потом идти семь километров до садоводства. Даже не верится, что столько неприятностей – из-за современной техники, которая призвана, наоборот, жизнь упрощать и время экономить.

По словам Ирины, она приехала на вокзал за полчаса до поезда. К каждому терминалу стояла огромная очередь. За десять минут прошли два десятка человек, но тут в терминале закончилась сдача. Если вы думаете, что к аппарату тут же подбежал вокзальный служитель и зарядил новую кассету с мелочью, то ошибаетесь. На мониторе появилась надпись «Обратитесь к кассиру», и очередь от терминала (20 человек) присоединилась к еще более долгой очереди в кассу. «Я готова была оплатить без сдачи, у меня было денег ровно на мой проезд, но аппарат упрямо твердил, что надо обратиться к кассиру, - говорит пассажирка. - Я отстояла в другой терминал, картина та же – кончилась сдача, потом в третий, четвертый... Естественно, моя электричка уже ушла, следующая – в 18:25, но и за эти 15 минут я не могу купить билета, где-то закончилась лента для печати билетов, где-то заглох терминал, так как выдавал сдачу 40 рублей 50-ти копеечными монетами! Толпы людей бегали от терминалов к терминалам: людей становилось больше, а работающих терминалов все меньше и меньше! И никого из персонала не было рядом, к кому можно обратиться за помощью».

Билет еще можно было купить на платформе – но туда не пускали. Служительницы отслеживали «зайцев», которые, отчаявшись, пытались прорваться на перрон, перепрыгивая через турникет. Настройка терминалов в их обязанности не входила. Тех, кто возмущался, отправляли «качать права» к начальнику вокзала, но и тот не мог ничего сделать. Пришлось, рассказывает Ирина, отстоять четыре очереди в терминалы, сесть на электричку в 19:25, которая к автобусу уже не поспевала. Кстати, вокзал был забит людьми, а поезда уходили полупустыми.

Аналогичная ситуация царит на Витебском вокзале, на Финляндском и Московском чуть спокойнее. Редакция «Моего района» отправила в департамент общественных связей ОЖД запрос: почему у нас терминалы стали, так сказать, безальтернативным способом покупки билета, и почему устройства часто ломаются. Там обещали скоро ответить. Про сдачу, например, известно, что, если она вся представляет собой мелкие, дорублевые монетки – значит, ими расплатился кто-то из пассажиров. Такая мелочь как терминал, зависший при выдаче сдачи и, соответственно, ее зажуливший - это уже обыденность.

Еще одна проблема терминала – выдаваемые им билеты отличаются от обычных и часто имеют одну неприятную особенность: они срабатывают в турникете только один раз – на входе, а надо – два. В итоге на станции назначения приходится или подзывать служителя, или скакать через турникет, потому что воротца не открываются.

Сейчас в Петербурге и пригородах установлено порядка 200 терминалов.

share
print