Истории

Моя афиша. Куда пойти в Петербурге в свободное время с 30 июня по 7 июля

Московские концептуалисты Кабаковы в Эрмитаже и спектакль внучки Чарли Чаплина; фестиваль «Дни Тель-Авива» на пляже Петропавловской крепости и фестиваль современной голландской культуры в Новой Голландии, - «Мой район» поможет выбрать, на что потратить свое бесценное свободное время в ближайшие семь дней.

Утопия и реальность. Эль Лисицкий, Илья и Эмилия Кабаковы
29 июня - 25 августа 2013 г
Надворная галерея Зимнего дворца

На выставке сопоставлены работы художников XX века, исследовавшие феномен советской действительности, - Лазаря (Эля) Лисицкого, представителя русского авангарда, и московских концептуалистов Ильи и Эмилии Кабаковых (с 1988 года Кабаков живет в США).

На экспозиции представлены работы из собрания Государственного Эрмитажа, Музея Ван Аббе (Нидерланды), Центра Жоржа Помпиду (Франция), Музея Гуггенхайма (США), Государственной Третьяковской галереи и других государственных и частных коллекций России, Европы и США.

Заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа Дмитрий Озерков рассказал «Моему району», почему стоит посетить выставку «Утопия и реальность».

- Как бы сформулировали три причины, по которым горожане должны прийти на выставку?

- Во-первых, она посвящена уникальным образцам фантазии - того дара, который есть у каждого человека, но которым все мы так мало пользуемся. Во-вторых, выставка про утопию: про то, как можно жить в фантастическом мире. В-третьих, показано, как утопическое и фантастическое стало ежедневной реальностью в советское время. 

- В чем особенность сочетания раннего советского авангарда и постсоветского концептуализма?

- Эль Лисицкий видит советскую реальность, как прекрасное будущее. В 1920-х он планирует прекрасный новый мир, рай будущего. Кабаков живописует советскую действительность, как прошлое - как ужасное воплощение прекрасной мечты 1920-х. Для Кабакова рай обернулся сараем. Выставка последовательно показывает центральные темы в творчестве Лисицкого и в творчестве Кабакова в качестве параллели: «чистоте форм» у Лисицкого противостоит «мусор» у Кабакова, а «победа над бытом» 1920-х оборачивается «победой быта» в 1970-е.

- В 2012 году писали, что в Эрмитаже планируется открыть зал Ильи Кабакова. Когда это случится? Какие работы в нем будут представлены?

- Зал Кабакова будет открыт к 2014 году, когда полностью откроется для публики здание Главного штаба. В зале будут размещены инсталляции «Шкаф» и «Туалет».

- Расскажите, в чем, по-вашему, феномен Кабакова? Почему он является одним из самых известных и дорогих русских художников?

- Живя в СССР, Кабаков сумел осмыслить советскую действительность во всех ее ежедневных проявлениях, как художественное произведение. Осознать свое время, как пространство руин утопии. Это позволило зрителям постсоветского времени в России и на Западе увидеть в нем главного художественного критика утопической идеологической системы СССР. Советский быт был увиден Кабаковым, как «тотальная инсталляция». Как мир, из которого спастись можно лишь столь же утопическим способом, как показывает знаменитая инсталляция Кабакова «Человек, улетевший в космос из своей квартиры» (1985), хранящаяся в Центре Помпиду (Париж). До 25 августа эту и другие работы Кабакова и Лисицкого можно увидеть в Зимнем дворце. 

Факты

Работы Ильи Кабакова «Жук» (5,8 млн долларов, 2008) и «Номер люкс» (4,1 млн долларов, 2006) являются двумя самыми дорогими произведениями современного российского искусства, проданными на аукционах.

В январе 2013 года агентство Bloomberg сообщило, что коллекция работ Ильи Кабакова была куплена Романом Абрамовичем у американского коллекционера Джона Стюарта. Эксперты оценили сделку в 60 млн долларов.

Внучка Чарли Чаплина

 «Шепот тишины» - новый спектакль режиссера Виктории Тьере-Чаплин, представительницы «французского нового цирка», объединяющего театр, современный танец, видео и театр марионеток. В главной роли этого полного грации и лукавой поэзии  спектакля без слов – внучка Чарли Чаплина Аурелия Тьере.

Молодая женщина, оставшаяся в квартире одна среди упакованных к переезду вещей, постепенно погружается в абсурдный мир, в котором постоянно исчезают самые необходимые предметы, где из полиэтиленовой пленки вырастает гигантская химера, а оторванный кусок обоев начинает жить своей жизнью.

«В семье Чаплиных-Тьере настолько сильные гены, внешнее и творческое сходство, что эта блестящая семья, воспитанная на бурлеске, всегда создает особенные, трогательные, удивительные и отстраненные творения. Аурелия с помощью остроумных декораций и анонимных помощников раскрывает нам тайны стен, делает она это очень изящно. Актриса повествует о прошлом с ностальгией и юмором, погружает нас в потусторонние миры с поразительной изобретательностью. Аурелия снова дарит нам спектакль, где соседствуют бурлеск, цирковое мастерство и танец. Это гармоничное действо, где сочетаются душевная чистота, свежесть и креативность», - написала о спектакле критик Брижитт Лемри.

28 и 29 июня,  19:00
Выборгский дворец культуры
ул. Комиссара Смирнова, 15

 

«Российский Фрэнсис Бэкон»

Персональная выставка одного из лидеров неофициального советского искусства Олега Целкова, с 1977 года живущего в Париже. Иосиф Бродский называл Целкова «самым выдающимся русским художником всего послевоенного периода», а Михаил Шемякин набросал в 1986 году небольшой словесный портрет Целкова, прибегая к самым энергичным формулировкам: «Олег Целков - создатель удивительного коктейля XXI века. Это гремучая смесь из светотени Рембрандта, пышной плоти Рубенса, помноженные на русское безумие и мощь варварского духа».

На настоящий момент более 80 картин Олега Целкова были проданы на ведущих аукционах мира (Sotheby's, Christie's, MacDougall, Philips de Pury, Bonhams). В июне 2007 года его картина «Пять масок» была продана с аукциона MacDougall в Лондоне за 440 900 долларов (223 тысячи фунтов), а Олег Целков стал третьим в рейтинге самых дорогих из ныне живущих русских художников.

За прошедший год  художник принял участие в выставке «Breaking The Ice: Moscow art 1960-80s» в галерее Саатчи, ретроспективные выставки состоялись в ведущих галереях Нью-Йорка и Гонконга. Британская газета The Guardian в своей рецензии на выставку нонконформистов назвала художника «российским Фрэнсисом Бэконом», а в 2013 году критик Саймон Хьюитт в Huffington Post написал: «Целкову суждено быть признанным величайшим художником своей эпохи. Его «Тайная вечеря» наряду с «Герникой» Пикассо является самым мощным групповым произведением XX века. Оно должно быть приобретено государством и висеть на обозрении в музее Tate Modern».

На выставке «Oleg Tselkov XXI. Continuation» будут представлены чеырехметровые работы, написанные автором с 2006 по 2013 годы.

29 июня – 31 июля

LAZAREV GALLERY, 6 линия В.О., д. 5/5

Бороться с тенью

«Бой с тенью» группы голландских художников  - это выставка, ателье и мероприятие одновременно. Визуальное искусство, перформансы и инсталляции погрузят зрителя в мир теней. Центральными мотивами экспозиции стали полумрак и тьма.  Посетителю предлагается вообразить себе ночную прогулку по слабо освещенному месту — например, дому с привидениями. Данной выставкой кураторы хотят осветить различные аспекты ночи — тайну, сон, сказку, темную поэтику и беспамятство, романтическое, внушающее страх и то, что не выдерживает света дня.

29 июня – 13 июля

Лофт Проект «Этажи», Лиговский, 74

Позагорать на пляже

30 июня в рамках фестиваля «Дни Тель-Авива в Санкт-Петербурге» пляж Петропавловской крепости с будет объявлен пляжем Средиземного моря. Шезлонги, зонтики, открытые кафе, сцена и 20-метровый подиум позволят почувствовать себя в Тель-Авиве.

Весь день - диджейские сеты, выступления израильских групп AXUM (на фото), DUB L.F.O и российских Vmetro, «Воздух». Специально для проекта «Тель-Авивский пляж» основатель и президент Тель-Авивской недели моды Офир Лев проведет показ модных коллекций израильских дизайнеров.

30 июня с 12:00 до 20:00

Пляж Петропавловской крепости

Вспомнить старый рок

Наследники легендарных Joy Division– британская группа New Order была очень популярна в начале 80-х среди музыкантов ленинградского рок-клуба. Виктор Цой называл New Order в числе своих любимых групп.

В Петербурге постаревшие бывшие лидеры «новой волны» сыграют песни из своего последнего альбома, вышедшего в этом году.

30 июня, 20:00

А2, пр. Медиков, 3

 

Побыть голландцем

В июле две недели на острове Новая Голландия будет проходить фестиваль современной голландской культуры Orange Days.

Фотографы Ари Ферсляус и Эль Юитенбрук уже 19 лет документируют дресс-коды различных социальных групп на улицах Роттердама и других городов мира. Регистрируя предмет своего изучения в максимально идентичном контексте — с одинаковыми позами и тщательно подобранными атрибутами дресс-кода, они проводят почти научное исследование попыток людей обозначить свою принадлежность к той или иной группе через внешний вид. В Новой Голландии фотографы откроют pop-up фотостудию и добавят к коллекции проекта фотографии представителей петербургских субкультур.

Итальянский художник Джузеппе Ликари, который живет и работает в Роттердаме, создаст инсталляцию  «Тайный сад» на крыше арт-галереи, превращая ее в обособленное место с собственной историей и идентичностью. В недоступном для посетителей месте появится тайный сад, само присутствие которого начинает диалог с гостями острова о доступном и закрытом, осязаемом и том, что выходит за рамки нашей жизни и опыта. Секретное и загадочное место напоминает об истории Новой Голландии, некогда скрытом от глаз острове в самом сердце города.

На выставке голландского фотографа и писателя Яна Хука «Я и мои модели» - бездомные жители Африки с психическими отклонениями и случайные люди из интернета.

Известный своей поддержкой экспериментального кино Роттердамский международный кинофестиваль постоянно бросает вызов традиционным канонам. В Новой Голландии он представит программу короткометражных фильмов - работ голландских режиссеров 2011–2013 годов в категориях: художественное повествование, анимация и экспериментальное кино.

Проект «Накорми других и поделись секретом» представит Марейя Фогельзанг — всемирно известный фуд-дизайнер, хотя себя саму она называет первым дизайнером, который работает с процессом употребления пищи. Вот уже более 10 лет Марейя реализует самые разные проекты, связанные с едой — от перфомансов и инсталляций до создания обедов для больных ожирением детей. Ее вдохновляет происхождение продуктов, процесс приготовления, этикет, история и культура — все, что связано с едой в жизни человека.

Голландская дизайн-лаборатория REFUNC, основанная Денисом Одендейком и Яном Кербесом, работает на стыке дизайна, искусства и архитектуры и создает экспериментальные объекты из мусора и вторсырья. Сами авторы определяют себя как «устранителей проблем» и «исследователей формы», а их проекты всегда экспериментальны и ироничны, но в то же время – функциональны. Для Новой Голландии художники создадут уникальный объект, основанный на исследовании острова, его особенностей и временного контекста, а сам процесс создания будет открыт для зрителей.

Центральный проект фестиваля Orange Days — Летний архитектурный лагерь под руководством голландского архитектора, профессора Делфтского технологического университета Пола Мерса. 

Летний лагерь предоставит возможность студентам из России и Нидерландов принять участие в курсе по основам реконструкции объектов культурного наследия на примере Новой Голландии. По итогам лагеря студенты представят свой проект реконструкции и реорганизации острова, который будет вынесен на публичное обсуждение.

Вводная открытая лекция куратора проекта Пола Мерса и эксперта Маргариты Штиглиц.

4 июля, 14:00. Публичная презентация проекта и дискуссия - 12 июля, 19:00.

Фестиваль Orange Days

1 – 14 июля

Новая Голландия

Наб. Адмиралтейского канала, 2 

share
print