Истории

В России даже патриотизм исповедуют халтурно

Читательница «Моего района» посетила патриотический фестиваль поэзии и поделилась своими впечатлениями: вместо обещанных красот - тепловой удар и ощущение фальши и халтуры.

Вот такую рекламку сунул мне кто-то из гостей поэтического форума, который я посетила на днях. Надо сказать, что для меня слово «патриотизм» — не пустой звук, и от позиции «пора валить» я далека, как Кронштадт от Владивостока. А мое давнее увлечение темой Великой Отечественной вкупе с наличием двух циклов стихов о ней довершили дело: я туда пошла. Ну, не пропускать же такое: стилизованная под военный аэродром крыша, поэтический спектакль, свободный микрофон для авторов, автобусная бесплатная экскурсия по малоизвестным местам боевой славы Ленинграда!

Обнаружила я вместо всего этого шоу, которое лучше было назвать не «Служу тебе, Отечество мое», а «Королевский жираф, или Выделенные средства освоены». Фестиваль устраивался довольно известным фондом при поддержке аж правительства Санкт-Петербурга, но ни те, ни другие, видимо, не в курсе, что некоторые вещи делать просто нельзя. Нельзя обещать и не делать. Нельзя делать халтуру. Нельзя пренебрегать безопасностью и здоровьем участников. Тут было всё перечисленное и еще немножко.

Недоумение мое началось уже с крыши ТЦ «Планета Нептун», где проходило действо. Обещание было отчасти выполнено: это крыша. В остальном «стилизация под военный аэродром» выглядела, как маскировочная сетка на сцене, и где пришлось - пара зеленых ящиков, гимнастерки-пилотки на части артистов и прислоненная к сцене непонятного назначения полосатая верста с двуглавым орлом. Время соответствовало месту: начиналось шоу в 14:00 (поздним вечером 22 июня в городе еще было +27). Навес и вода для зрителей, среди которых были и дети, и пожилые? Не, про это не слышали.

Далее был поэтический спектакль. Невнятный мужчинка среднего возраста, еще более невнятный юноша бледный и две девицы (одна, как выяснилось, главорганизатор, поэтесса Людмила Моренцова) час с лишним читали известные фронтовые стихи. Разок Людмила попереминалась с парнем под «Рио-Риту», еще разок поприставала к «однополчанам»: «Ну, чего вы такие унылые, Вась? Давай «Землянку» спой...» Что до самого чтения... Ладно бы только наигранная манера со слезой и рычанием, ладно бы даже перевирали и забывали слова — прелестная Людмила после спектакля призналась, что готовился он всего за шесть репетиций. Но разве трудно скрыть от зрителей шпаргалки и не бегать на виду за новой бумажкой?

После окончания концерта, хорового пения «Десантного батальона» по розданным шпаргалкам без запятых (кто не поет, пошутила Людмила, тот предатель Родины) и представления жюри должен был быть свободный микрофон. Вместо него выпустили на сцену барышню с парой песен про березки и православную Русь. Пока она пела, я спросила Людмилу, дадут ли поэтам почитать. Людмила гаркнула: «Дайте человеку допеть!» (хотя петь никто не мешал, вопрос задавался далеко от сцены), и больше вопрос о свободном микрофоне не поднимался.

Ладно, ведь обещана была еще экскурсия! Здесь обещание выполнили дважды: она на самом деле была бесплатной и автобусной. Но... Пригласить специалиста из Музея обороны Ленинграда? Нет, что вы. Экскурсию вела дама по имени Валентина Осипова, которую прекрасная Людмила именовала «матушкой». Малоизвестными местами боевой славы оказался «Пулковский рубеж», известный всем, кроме жителей сонного царства. Кроме него свозили нас на могилу летчика-штурмовика Карасева и на могилу Ольги Берггольц. Рассказать «матушка» толком не смогла ни о чем: разве что сообщила, что означенный Карасев протаранил 380 фашистских самолетов (для справки, самый большой боевой счет по авиации СССР и союзников — 64 сбитых машины И. Кожедуба, а наибольшее количество таранов — четыре у Б. Ковзана), и на этом историческая информация закончилась. Всё оставшееся время дама:

·         рассказывала о том, что за день у нас по православному календарю и как мы его чтим (к слову, как минимум я — католичка);

·         распространяла легенды о том, как Ксения Блаженная исцеляла раненых за ночь святой водицей;

·         громко читала молитвы и крестилась у каждого памятника, к которому мы подходили;

·         делилась подробностями биографии и читала свои стихи, по качеству близкие к виршам Незнайки;

·         обсуждала с прелестной Людмилой, отпевали ли Берггольц и можно ли за нее молиться, - решили, что не знают;

·         читала по книжечке чужие фронтовые стихи и фальшиво пела песни, перевирая слова даже по бумажке.

Дополняла дивную картину солидная тетушка в стразах (видимо, участник), которая следила за моралью и приличиями: орала на двух пришедших с мамами детишек, залезших на танк, и заявила мне, что я не знаю, зачем сюда приехала (каюсь, я тоже подошла к танку и поставила ногу на гусеницу).

В общем, вместо обещанных красот я получила от открытия патриотического фестиваля только клиническую картину теплового удара и ощущение фальши и халтуры. Читать стихи на конкурсную часть не пойду: получать вторую порцию не хочется. А по малоизвестным местам боевой славы, наверно, с друзьями съезжу.

share
print