Истории

Эрмитаж 18+: классическое искусство тоже может быть запретным

В России осталось место, где не действуют запретительные законы, направленные на защиту детей – это главный музей России Государственный Эрмитаж. Корреспондент «МР» прогулялся по залам Эрмитажа как обычный посетитель и обнаружил, как дети получают «вредную для их здоровья и нравственного развития» информацию об античной мифологии, человеческой красоте и настоящем искусстве – свободном и не всегда озабоченном проблемами морали.


Массимо Станционе – «Смерть Клеопатры». 1630 год

Второй этаж, Малый итальянский просвет, в нижнем ряду, справа от одной из дверей.

По легенде, Клеопатра совершила самоубийство с помощью укуса ядовитой змеи, как часто изображают живописцы, – в обнаженную грудь. За распространение информации о способах самоубийства в интернете (штраф до 50 тысяч рублей) уже закрыли 600 сайтов, а египетская царица смеет появляться перед публикой в обнаженном виде с легким румянцем – как будто и не умирает.

Оригинал (18+)



Пьер Герен – «Морфей и Ирида». 1811 год

Третий этаж, искусство Франции конца XVIII – начала XIX вв.

– Морфей, проснись! Это я, Ирида, богиня, не побоюсь этого слова, радуги!

Обнаженная Ирида (вестница богов) является к обнаженному спящему Морфею (бог сновидений) в сопровождении несовершеннолетнего обнаженного Купидона (бог любви). Морфей должен явиться во сне Алкионе – жене осужденного за кощунство Кеика. Кощунство заключалось в том, что Кеик называл жену Герой по имени супруги Зевса. За что Зевс превратил его в чайку. Об этом Морфей должен рассказать во сне несчастной Алкионе. Короче, все они должны стать героями обличительных программ Аркадия Мамонтова!

Оригинал (18+)


Антонио Канова – «Три грации». 1813-1816 годы

Второй этаж, галерея истории древней живописи.

Грация № 1 целует Грацию № 2. А Грация № 3 держит за грудь Грацию № 2. Все три обнажены и приходятся друг другу сестрами. Мы проиллюстрировали сюжет, который может подпасть под действие закона «о пропаганде гомосексуализма среди несовершеннолетних» (штраф до 500 тысяч рублей) или новые поправки в закон «о вредной информации» (до 50 тысяч рублей). Но, к счастью, детям запрещено появляться в Государственном Эрмитаже. Или не запрещено?

Оригинал (18+)



Цинцинатус Бароцци – «Амур и Психея». Середина XIX века

Парадная лестница Нового Эрмитажа.

Психея чувственно касается грудью волос Амура, и это не запрещено российским законодательством. А вот «натуралистическое изображение» полового органа бога любви карается штрафом до 50 тысяч рублей. Таких скульптур в Эрмитаже наберется сотня, мы лишь хотели полюбоваться творением итальянского скульптора.

Оригинал (18+)


Фердинанд Руабе. Одалиска. Середина 1870-х годов

Третий этаж. Искусство XIX-XX веков

Одалиска – это жена в гареме султана. В России полигамия запрещена.

Оригинал (18+)


Жан Леон Жером. Бассейн в гареме. 1876 год

Третий этаж. Искусство XIX-XX веков

На этой картине несовершеннолетним можно смотреть только на свет, пробивающий с потолка. Кто знает, что намешано в кальянах, которые слуга предлагает наложницам султана?!

Оригинал (18+)



Виллем ван Мирис – Амур и Психея. Голландия, XVIII век

Местоположение уточняйте у работников Эрмитажа.

Еще один сюжет на тему любви несовершеннолетнего Амура и половозрелой Психеи.

Оригинал (18+)


Пелика (ваза) Герма и алтарь. Около 480 г. до н.э. Древняя Греция

Зал искусства эпохи классики.

С виду самая обычная древнегреческая ваза, но на ней изображено такое...

Оригинал (18+)


Источник всех фотографий картин в этом материале: интернет-энциклопедия «Википедия». Снимки распространяются по свободной лицензии.

 

Мнение

 

Глеб Ершов, искусствовед: «Французский импрессионист Анри Матисс в 1910 году вынужден был замазывать гениталии персонажей знаменитой картины «Танец» – она показалась слишком вульгарной заказчику. Так же на станции  метро «Международная» недавно изменили мозаичное панно, «прикрыв» гениталии атланту. Изобразительное искусство очень подвержено политической конъюнктуре. Можно быть достаточно лояльным художником, не желать никого оскорбить – и попасть под цензуру. Можно быть провокатором и не иметь проблем с цензурой. Сейчас есть некий политический заказ на запреты, и искусство первое попадает под лошадь.

Люди, которые занимаются современным искусством, начинают лишний раз перестраховываться, чтобы не нарушить какой-нибудь закон. Может доходить до анекдота, как  в вашем примере с Эрмитажем. Любое художественное высказывание в России подвергается все большему вниманию не с точки зрения эстетики, а с точки зрения каких-то псевдодозволенных или недозволенных элементов».

share
print