Министерство образования и науки РФ сократит список профессий, которые можно получить в российских вузах. Из более чем 500 специальностей высшего образования останется около 100 так называемых «направлений».
Зачем это нужно и что за собой влечет, «МР» узнал у профессора Натальи Заиченко, заведующей кафедрой институциональной экономики СПб НИУ «Высшая школа экономики», руководителя магистерской программы «Управление образованием».
На каком уровне обсуждается это решение, какие цели оно преследует?
- Речь идет об изменении подхода к описанию компетенций выпускников вузов. Они будут описаны теперь не в рамках специальностей, а шире - по направлениям подготовки.
В 2011 году ЮНЕСКО была пересмотрена Международная стандартная классификация образования (МСКО). И это, вероятно, послужило сигналом к тому, чтобы привести в соответствие общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО).
Другой причиной этой реформации, вероятно, является конфликт последнего десятилетия, развивающийся между стандартами образовательными и стандартами профессиональными. Они должны быть сопряжены друг с другом.
- Какие в первую очередь направления и специализации будут сокращены или объединены и почему?
- В апреле 2013 года предполагалось, что к декабрю этого года перечень будет готов. Если процедура будет проходить по закону, то в ближайшее время на сайте Минобрнауки должен появиться проектный документ (перечень направлений) для обсуждения его общественностью. Можно ожидать изменений по направлениям для отраслей с инновационной «судьбой» - фармацевтике, энергетике, экологии, ракето- и машиностроения… Относительно социально- экономического направления – экономика, социология, юриспруденция, политология и прочее - без разбивок на бухгалтера, финансиста, логиста и так далее. Есть надежда, что образовательные программы (учебные планы) в вузах будут позволять специализироваться в рамках направлений и студенты смогут выбирать специализацию.
- Каким образом это может коснуться деятельности вузов?
- Для профессорско-преподавательского состава это две беды: первая - дополнительная нагрузка в части разработки новых учебных программ. И вторая - укрупнение учебных планов может привести к сокращению численности профессорско- преподавательского состава.
Изменения могут коснуться и студентов. Если субсидия в рамках государственного задания будет выделяться только на подготовку по направлению (то, что и будет заявлено в классификаторе) и не будет включать финансирование на подготовку по специализации, тогда и студенты не смогут в рамках бюджетной подготовки получать специализацию. Возможно, специализацию будут заказывать работодатели и оплачивать свой заказ. Что, кстати, вполне логично, если речь идет не об отраслях бюджетной сферы.
Мнения
Шалыто Анатолий Абрамович, заведующий кафедрой ИТМО:
В области программирования, наоборот, появляются десятки новых специализаций – JAVA-программист, системный администратор, системный аналитик и так далее… Промышленность уже сама создала свой классификатор профессий - разные требования, условия, знания в области IT… Не укрупнять нужно, а наоборот, развивать узкие специализации.
Юлия Сахарова, директор HeadHunter по СЗФО:
«Современный рынок труда динамичен, появляются новые профессии, потребности работодателей в специалистах быстро меняются. При наличии фундаментального общего высшего образования, выбранного по душе, можно достаточно быстро нарастить новые специальные знания (образовательные модули, программы переквалификации длительностью от восьми месяцев до 1,5 лет). И быть востребованным на рынке труда.
С другой стороны, резкое сокращение количества специальностей в ближайшей перспективе может неоднозначно сказаться на качестве программ высшего образования и в дальнейшем на рынке труда. Уже сегодня вакансии с одинаковыми названиями могут содержать совершенно разный функционал. Так, позиция маркетолога может предполагать как обязанности по аналитике, продвижению и рекламе, так и обучение торгового персонала работе в выставочном зале... Если существующие «специализации» расширить до «направлений», потребуется более конкретное формулирование функционала сотрудников, чтобы у всех участников рынка было одно понимание».