Истории

Горожане и гости Петербурга на счастье истерли лучшие скульптуры города

Курсанты военного училища натирают причинное место коню Петра I на Сенатской площади, отчего это самое место с годами приобрело странный вид. Туристы регулярно трут золотые крылья грифонов на Банковском мосту – к богатству. Нос бравого солдата Швейка в Купчино, за 10 лет основательно протертый на удачу, светится в темноте.

В Петербурге горожане и туристы, как правило, трут на счастье: памятники историческим деятелям досоветской эпохи (особенно любят Петра I), литературным и мифическим персонажам, и особенно – скульптуры животных. Многочисленных Лениных граждане обходят стороной: «Какое от Ильича счастье!», - смеются реставраторы. Впрочем, в этом смысле самому Ленину повезло. «МР» составил список скульптур, которым повезло меньше: их натирают до дыр, веря, что это каким-то мистическим образом принесет натирающему удачу. В итоге – не удача, а разрушение скульптуры.

Фото: Игорь Воеводский

1. Грифоны на Банковском мосту. Туристы и горожане трут позолоченные крылья: некоторые считают, что таким образом они привлекают богатство – более наивные уверены, что якобы могут наскрести себе настоящее золото. Взгромождаясь на грифонов для очередной фоточки в стиле «здесь был Вася», люди хватаются за края крыльев – так что со временем они из золотых стали черными. Пять лет назад грифонов уже реставрировали – правда, по другой причине: в пасть грифонам приноровились кидать бумажки, они размокали и забивали отверстия, из которых должна вытекать влага, конденсирующаяся из воздуха – скульптуры начали разрушаться. Отреставрировали – вернули на место: и снова начались «трения».

«Владимир Сорин, замечательный петербургский реставратор, столкнулся с тем, что когда проводилось обследование статуй, подъехал экскурсионный автобус. Вышла экскурсовод и сказала: «Давайте потрем золотые крылышки грифонов – будете богатыми», - рассказывает главный редактор детского исторического журнала «Автобус», автор нескольких экскурсий на тему Петербурга и вандалов Игорь Воеводский. - И это при том, что слой позолоты – тоньше человеческого волоса. Его разрушить очень легко. Руки наши обладают неимоверным количеством всевозможных бактерий. Люди, перед тем, как потерли, поели пирожок или яблоко: вся эта гадость остается на крыльях. Если посмотреть на нынешнее состояние грифонов и сравнить с фотографиями пятилетней давности, вы придете в ужас».

2. Медный всадник (Сенатская площадь). Так уж повелось, что курсанты Военно-Морского инженерного института в ночь перед выпуском «должны» начистить причинное место у коня Петра I. «Курсанты устраивают всякие безумства, радуясь тому, что закончили учебу. Люди они малокультурные и не могут придумать, как выразить свою радость по-другому», - сокрушается реставратор Владимир Сорин.

3. Памятник Николаю Пржевальскому в Александровском саду (недалеко от Адмиралтейства). Под бюстом великого путешественника примостился верблюд: ему натирают нос, шею, но особенно – горбы. Либо на счастье – либо стремясь взгромоздиться на бронзовое животное. «Народ любит фотографироваться с верблюдом у памятника Пржевальскому. Я веду экскурсию – в этот момент подходят люди и садятся, - рассказывает Игорь Воеводский. – У него стерт верхний слой. В этих местах начинается так называемая «бронзовая болезнь». Она ведет к разрушению статуй». К слову, памятник в советские временами называли «Сталин с верблюдом»: бронзовый Пржевальский (изготовлен в 1892 году) оказался похожим на вождя народов. Ни тогда, ни сейчас тереть на счастье Пржевальского-Сталина не рискуют: во-первых, высоко; во-вторых, с вождями – пусть даже и невольными – никаких хороших примет не связано.

Фото: Игорь Воеводский

4. Грифоны около Академии художеств (Университетская наб., 17) – те самые, которые расположились под сфинксами и сторожат спуск к воде. Читаем на сайте одного из свадебных агентств: «Глядя в глаза ближайшему сфинксу, нужно погладить грифона по голове. При этом другой рукой необходимо держать грифона за правый зуб (по другой версии - гладить ему крылья), тогда вас ждет счастливая жизнь». Мило, не правда ли? А в итоге вот что: «Головы грифонов истерты до блеска, - рассказывает Игорь Воеводский. - Идет разрушение скульптур. Когда проходишь мимо – почти всегда можно увидеть каких-то людей, неистово трущих грифонов».

5. Атланты Эрмитажа. Пальцы атлантов не дают покоя суеверным новобрачным. Из «завлекалочек» в одной из туристических групп «ВКонтакте»: «А если вы уже выходите замуж, вам прямиком к атлантам Эрмитажа. Большие пальцы ног атлантов обладают магической силой (уносить домой не рекомендуется, портит карму), но если подержаться за палец, когда загадываешь желание, то шансы на исполнение вырастают в сотню раз. Особенно эффективны пальцы не левой ноге. Если новобрачные прикоснутся к пальцам в день свадьбы — брак будет удачным!» Вряд ли официальная статистика – если бы кто-то ее вел – подтвердила бы это.

Фото: Игорь Воеводский

6. Барельефы «Гангутский бой» и «Полтавская битва» на постаменте памятника Петру I рядом с Михайловским замком. Копыта коня и ботфорты Петра I гладят на удачу, пятку тонущего моряка – чтобы исключить для себя опасность умереть от воды (по другому поверью, пятку трут учащиеся, чтобы «выплыть» на экзамене). Интересно, что еще лет 20 назад никаких таких примет не было, копыта с пятками никто не трогал, они не «светились». 

7. Петр I работы Михаила Шемякина (Петропавловская крепость, у Комендантского дома). Странная скульптура появилась в Петропавловке в 1991 году и страшно полюбилась туристам: пальцы несчастного Петра истерты до невозможности. «Это низкая скульптура, на нее легко взобраться, сидеть у Петра на коленях и тереть пальцы», - возмущается Владимир Сорин. Корреспондент «МР» вспоминает, что когда в конце 1990-х поступала в университет, «знающие» люди учили: якобы потрешь пальцы – удачно сдашь экзамены. Полная ерунда, но тысячи людей покупаются на нее до сих пор. Впрочем, скульптура хотя бы цела – другому шемякинскому творению, памятнику первостроителей Петербурга недалеко от метро «Выборгская», повезло куда меньше: в 2000 году вандалы выломали и похитили большинство металлических деталей.  

8. Памятник бравому солдату Швейку в Купчино (Балканская площадь). Нос у относительно свежего памятника персонажу Ярослава Гашека вовсю светится: туристы трут на удачу. Швейк прячет за спиной бронзовую кружку: её тоже усердно натирают любители возлияний.

9. Памятник Остапу Бендеру (Итальянская улица, 2). Ваяя Остапа опирающимся на один из двенадцати стульев, авторы, скорее всего, предполагали, что на предмете мебели люди непременно захотят посидеть. А вот то, что герою Ильфа и Петрова начнут усиленно натирать нос (якобы для того, чтобы повезло в задуманной авантюре), вряд ли предвидели.

10. Бегемотиха Тоня во дворе филфака СПбГУ (Университетская наб., 11). Холостяки трут несчастное животное за правое ухо, незамужние барышни – за левое. Якобы это к браку. Хорошее дело браком не назовут: Тонины уши, будто в подтверждение, выглядят довольно испорченными. К счастью для бегемотихи, во двор филфака далеко не все туристы догадываются зайти. Но есть ведь еще студенты.

Другие скульптуры, которые трут на счастье: фотограф на Малой садовой (трут мизинец и язык собачки), фонарщик на Одесской улице (трут ноги – мол, зарплата вырастет), бюст Нахимова рядом с Нахимовским училищем на Петроградской стороне (курсанты трут нос).   

 

Откуда пошла дурная традиция

 

В Ленинграде «натирание» скульптур на счастье не практиковалось. Повальное увлечение, по версии Игоря Воеводского, началось в середине 1990-х годов: «Пришло это отчасти с Запада. Но прежде всего – от тех шарлатанов или недобросовестных экскурсоводов, которые хотели таким вот образом отличаться от стандартных экскурсий. Наберите в интернете запрос «необычные», «небанальные», «особые» экскурсии, и вы увидите энное количество предложений потереть на счастье там и сям, загадать желание, плюнуть через плечо туда-то.  

Это вкладывается в общую тенденцию коммерциализации всего на свете. Любовь к Петербургу, которая есть у большинства горожан, превратилась в очень выгодный товар. Проводя свои экскурсии, я постоянно натыкаюсь на людей, которые хотят потереть скульптуру, и становятся агрессивными, когда пытаешься их остановить».

Владимир Сорин рассказывает о том, что происходит с бронзовыми скульптурами, когда ежедневно их полируют десятки, сотни, а то и тысячи рук: «Бронза покрыта патиной, которая предохраняет медь от взаимодействия с окружающей средой. Если патину стирать, то медь будет контактировать с элементами атмосферы и окисляться. Таким образом памятники теряют основные художественные качества: получаются будто бы обмылки. Стираются те особенности, которые придавал своему произведению скульптор.

Считается, будто человек произошел от обезьяны. Но глагол «произошел» - неверный. Это действие еще не завершилось. В тех, кто трут скульптуры, живут дикари. Они не очень-то и верят, что от этого действия им привалит счастье. Но вдруг?»

share
print