Истории

Исторический Петербург- 2020 глазами архитекторов, чиновников, горожан

Будущий исторический центр Петербурга это: бабушки в коммуналках, а не только белые воротнички в бизнес-центрах, брандмауэры без окон, по-настоящему новые здания, а не калька под старину, и никаких высоток, - чиновники, архитекторы, градозащитники и горожане рассказали, каким они видят будущий исторический центр.

Олег Рыбин (с апреля - председатель Комитета по градостроительству и архитектуре, до этого - работал в Нижнем Новгороде и Москве):

- Считает, что в центре люди должны жить. Понятие центра как места, где, в основном, белые воротнички работают и делают карьеру в бизнес-центрах, не должно стать доминирующим. Правда, чиновники пока не понимают, как соблюсти баланс этих двух функций: бизнес и жилой.

 «Увы, в нашей стране регламенты соблюдать не любят. Что в мире - правила, то для русского человека – путы. Бытует мнение, что шедевры в правила не впишешь. Русскому человеку скучно жить по правилам». И тогда он ставит стеклопакеты в историческом доме или прорубает в глухой стене-брандмауэре окно.  

Юрий Митюрев, зам председателя КГА:

- «Градостроительные ошибки последних лет позволили выработать правила, которые позволят теперь идти верным путем». Это означает: да, мы потеряли дом Шагина, дом Рогова. Внимание общественности к этим событиям было настолько высоким, что чиновникам пришлось вмешаться и разобраться в тех упущениях, которые были сделаны в разных документах и позволили снести исторические здания. Мы сделали выводы из ошибок. Именно поэтому исторический центр Петербурга в будущем вряд ли претерпит серьезные визуальные изменения.

Михаил Мамошин, руководитель«Архитектурной мастерской Мамошина»

- Брандмауэры должны быть без окон. Ширина фасадов - 25-50 метров, не больше. Высота зданий в центре - не более 42 метров (то есть не выше здания НКВД, ныне ФСБ, на Литейном проспекте). Должны быть вытянутые вертикальные окна (квадратные и тем более горизонтальные окна не характерны историческому Петербургу). Все это, казалось бы, мелочи, но они важны для сохранения исторического Петербурга.

Надо расширить объединённую охранную зону - уже сейчас на её краях строят такое, что открыточные виды умирают на километры вокруг.

Михаил Мильчик, зам председателя Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга:

- В историческом центре осталось крайне мало «пятен», которые могут пойти под застройку: если законы не будут нарушаться, местность принципиально не изменится и через 10 лет, и через 20. В границах «пятен» строить можно – но соблюдая два принципа: уважения к прошлому, а не его имитация, и гармоничное современное дополнение этого прошлого.

Александр Кононов, зам председателя Всероссийского общества охраны памятников (ВООПИиК):

-  Если жилая функция исторического центра исчезнет – он разрушится. Поэтому нельзя жителей нефасадных дворов, в которых до сих пор полно коммуналок, добровольно-принудительно выселять в Колпино или Купчино. Если они хотят после реконструкции вернуться из отдельных квартир в спальных районах в свою коммуналку в историческом центре, то нужно их вернуть. Я сам  много лет прожил в историческом центре. Предложите мне квартиру в Купчино с видом на парк – я не уеду из него, и буду дальше жить в своем нефасадном дворе.

Реплики экспертов записаны на круглом столе «Формула Петербурга», организованном редакцией журнала «Проект Балтия».

Мнения обычных петербуржцев о том, каким должен быть исторический центр Петербурга.

Анастасия Попова, 27 лет, дизайнер:

- Порядка не хватает в центре. Нужно регулярно мыть фасады, провести дератизацию прилегающих дворов, не забывать вывозить мусор. Открыть дворы исторических зданий для посещения в светлое время суток и обеспечить их охрану и чистоту. Обеспечить качественную реставрацию и консервацию, ввести полный запрет на снос. Новые дома строить можно, но при условии сохранения этажности. Каждому времени - своя архитектура, не надо смотреть с завистью в прошлое и оставаться в нем. Необходимо  привести в порядок набережные всех каналов и сами каналы. Убрать старые «посудины». Разработать регламент, в котором были бы указаны требования к техническим характеристикам и оснащённости судов.

Александр Шумилов, 30 лет, специалист в сфере строительства: 

- Надо уделять больше внимания не реставрации зданий, а консервации и долговечности. Если здание нужно ремонтировать раз в 100 лет, то центр сохранить реально, если раз в 20 лет, то мы никогда не избавимся от воплей про дороговизну сохранения.

Запретить мансардное строительство, чердачные пространства - это последний резерв, куда можно установить современное инженерное оборудование, которое позволит сделать из старого фонда жильё. Открыть исторические дворы и проложить через них пешеходные маршруты. То, что по анфиладе дворов Толстовского дома («улица Лидваля») закрыт проход, никак не украшает наш город. Расширить объединённую охранную зону - уже сейчас на её краях строят такое, что открыточные виды умирают на километры вокруг.

share
print