Истории

На каждого уехавшего за границу студента в Петербурге приходится 500 приехавших трудовых мигрантов

Сегодня из России на постоянное место жительства в другие страны уехали примерно 200 человек. 1000 покинула пределы Родины за неделю. 100 тысяч - за год. Среди этих 100 тысяч -шахматист Гарри Каспаров, экономист Сергей Гуриев, также несколько десятков студентов из Петербурга, которые просто останутся за границей после стажировки или получения диплома. «Мой район» выяснял, откуда берутся «чемоданные настроения» у наших сограждан.

Россияне ищут за границей то, что невозможно купить: защиту прав человека, безопасность на улицах, приветливых соседей, радушных врачей и полицейских, наконец, возможность без стеснений использовать общественное пространство. Многие готовы отказаться от карьерных перспектив в России и занять рядовую должность в Германии, будучи уверенными: даже на этой должности их будут уважать общество и государство. Впрочем, и материальные факторы имеют значение: например, бесплатные медицина и образование. 
 
«Чемоданные настроения» могут быть формой выражения прозападных настроений среднего класса. «Быть либералом, критиковать власть и хвалить иностранные государства в России – стыдно», – заявляет государственная пропаганда. Такие люди, как шахматист и политик Гарри Каспаров, экономист Сергей Гуриев, подвергаются нападкам. «Западники» погружаются в спираль молчания и голосуют ногами: уезжают из страны, так и не осознав, что у них были единомышленники. 
 
Согласно недавнему опросу «Левада-центра», 22% россиян хотели бы уехать за границу на постоянное место жительства. В 2012 году таких было 22%, в 2008 – 17%. Среди тех, кто испытывает «чемоданные настроения», 45% – студенты, 38% – предприниматели, 33% – служащие, 39% – граждане моложе 25 лет, 27% – люди с высшим образованием, 28% москвичи и жители городов с населением 100-500 тысяч человек.
 
Социолог Роман Могилевский считает, что большинство из тех, кто хочет уехать из Петербурга – молодые люди: «Власть не намерена воспринимать требования студентов, если только речь не идет о социальных вопросах: льготах, стипендиях, пособиях. Она даже не выстраивает каналы коммуникации между собой и студентами, которых называет «учащимися», указывая, что они только становятся полноценными активными гражданами».
«Западники» погружаются в спираль молчания и голосуют ногами: уезжают из страны, так и не осознав, что у них были единомышленники.
 
По словам социолога, петербургское образование – не самого высокого качества, но предоставляет возможность поехать учиться по обмену или по программе двойного диплома. «Я часто встречаюсь со студентами, многие поступали в вуз только ради того, чтобы на 2-3 курсе отправиться на стажировку в Европу, – говорит доктор наук Могилевский. – Нужно понимать: молодежь сегодня составляет ядро гражданских активистов, и если их не слушать, после обучения в западном вузе они не вернутся в Россию».  
 
Впрочем, благодаря стажировкам многие студенты из Петербурга понимают, что Европа не готова принять всех специалистов, и остаются на родине. По данным за 2011 год, 116 петербуржцев уехали на постоянное место жительства в Германию, 51 человек – в Финляндию, 36 – в США, 29 – в Израиль, 26 – в Эстонию, 21 – в Канаду, 20 – в Грузию, по 17 – в Великобританию и Армению, 14 – во Францию, 13 – в Латвию, 12 – в Австралию, 11 – в Швецию, 10 – в Норвегию. Еще 99 человек уехали в иные страны (менее 10-ти в каждую из стран).
 
Получается, на каждого уехавшего из Петербурга приходится примерно 500 трудовых мигрантов. Примерно такая же ситуация по всей России. Мы принимаем мигрантов, а не поставляем их в массовом порядке, как было после перестройки.
share
print