Истории

Матери-одиночки с болгарками в руках защищают берега России

Летом многие рыбаки отправятся на излюбленные реки и озера и обнаружат на месте общественных берегов заборы высотой до 5 метров, иногда с колючей проволокой. Писатель Сергей Менжерицкий уже несколько лет борется с незаконными захватами берегов по всей России, в том числе в Петербурге и области. Он рассказал «Моему району», как удается пробить брешь в заборах олигархов, и почему то же самое не получается с заборами президента и Патриарха.

Чиновник из правительства Москвы сказал мне однажды: «Вас, экологов, развелось, как собак нерезаных. Куда ни плюнь – сплошные экологи! Вон артистка Догилева крушит ломом забор Никиты Михалкова в Малом Козихинском переулке и тоже кричит: «Я - эколог!» Ты пойми: эколог – это человек со специальным образованием, который работает в соответствующем учреждении. А вы, простите, кто?!»

Формально чиновник прав. Я посмотрел недавно на состав нашего движения «Открытый берег» и тихо ужаснулся: матери-одиночки, обремененные кучей детей и проблем, офисные клерки и предприниматели, отрабатывающие свои ипотечные и прочие кредиты, рабочие, нищие студенты, пенсионеры... И всех этих совершенно разных людей вдруг объединила идея защиты российских берегов. С чего бы вдруг?

Да с того, что органы, призванные защищать наше право на благоприятную окружающую среду, действуют в прямо противоположном направлении! Они чаще всего заняты перекачиванием общенациональных природных ресурсов – в том числе берегов рек, озер и морей – в частные карманы вполне конкретных  «нужных» людей. Ст.3 Конституции провозглашает наше право осуществлять свою власть непосредственно. И если наши представители в госструктурах действуют во вред обществу, приходится брать ситуацию в свои руки.

Серебряный бор

С детства у меня осталось ощущение счастья: приезжаешь на озеро, речку или к морю и идёшь по берегу много километров. Сейчас это стало невозможно, на каждом шагу натыкаешься на хамские заборы. Я живу в Москве, недалеко от Серебряного бора – это уникальный сосновый лес с роскошными песчаными пляжами в 15 минутах езды от центра Москвы. За последние 20 лет там тоже появилось много заборов, в том числе и на берегах.

Например, «отличились» МЧС и отделение милиции на водном транспорте. Люди были вынуждены годами обходить их самоуправные заборы и месить грязь, особенно в дождливую погоду. Но ведь статью 6 Водного кодекса РФ ещё никто не отменял! Она существует в последней редакции кодекса 2006 года, которую подписал Владимир Путин. 20 метров от кромки воды – это ширина общественной береговой полосы. Её запрещается перегораживать. И вот я, обычный человек, откладываю свои житейские дела и пишу Нургалиеву (тогдашнему главе МВД) и Шойгу (тогдашнему главе МЧС). Приехали комиссии из двух министерств, согласились, что закон нарушен. В итоге, хоть и со скрипом, берег открыли.  

Другой пример. В том же Серебряном бору стоит забор пятиметровой высоты, огораживающий почти километр общественной набережной. Я выяснил: арендаторами земли здесь являются президент «Лукойла» Вагит Алекперов и его топ-менеджеры. Начинаю писать в разные инстанции, встретился со следователем СК, инспектором Московской инспекции по недвижимости, с представителем Алекперова. Договорились, что законы нужно соблюдать. Сейчас в заборе обустроены проходы, берег для людей открыт.

Геленджик

Ещё пример. Черное море, курорт федерального значения Геленджик. На его берегах – тысячи гектаров уникальных сосновых лесов. За последние годы эти курортные леса разворованы почти полностью! Их нарезают, как колбасу, и присваивают кусками по 100, 200, 300 гектаров! Ставят КПП, охрану, делают их недоступными для местных жителей и отдыхающих.

Сосновый бор между Геленджиком и курортным посёлком Дивноморское. Заборы почти на 350 гектаров, охрану  осуществляет некий ЧОП «Рубин». Я тогда не знал, кто за этим стоит, написал в 2010 году президенту и премьеру. Пришел официальный ответ: вы правы, Сергей Александрович, это безобразие, Гослесфонд по закону не может быть огорожен, меры принимаются, ждите. Пока ждал наведения порядка, правительство быстренько перекинуло эти земли из Гослесфонда в земли поселений и весь этот разбой узаконило. Геленджик как федеральный курорт теперь практически уничтожен.  

В декабре 2010 года в интернете появилось открытое письмо Сергея Колесникова президенту Дмитрию Медведеву. Колесников – крупный питерский бизнесмен, он подробно описывает сущность проекта «Юг», целью которого было строительство для Владимира Путина двух частных поместий в Геленджикском районе. Разворованные курортные леса – одно из следствий реализации этого проекта. Там же, на окраине посёлка Дивноморское, по подобной же криминальной схеме была выстроена летняя резиденция Патриарха Кирилла. Результат строительства аналогичен: лес украден, берег перекрыт, отдыхающие и местное население лишены к ним законного доступа.

Ленинградская область

Из последнего: в Приозёрском районе Ленинградской области захвачено 600 гектаров леса под организацию охоты для богатых людей. Лес огородили, чтобы обреченным животным было некуда бежать. Питерское отделение «Открытого берега» приехало туда с болгарками, прорубило этот забор в нескольких местах. А до этого было судебное разбирательство. В его ходе выяснилось, что местный комитет по охоте выдал захватчикам некое разрешение «на полувольное содержание животных». Филькину грамоту практически, где про возможность установки забора ничего не сказано. Судью тычут носом в федеральные законы, но она почему-то выносит скандальное решение в пользу захватчиков с «филькиной грамотой»!  

Подытоживаю: в вопросах природопользования и охраны окружающей среды чиновники давно и дружно работают против нас. Нам, гражданскому обществу, нужно быть не менее дружными, чтобы защитить своё право на глоток свежего воздуха, на доступ к речке или озеру, на здоровье наших детей. Фактически, наше право на саму жизнь.

Захваченные берега Петербурга и Ленобласти



Подробнее карта «Открытого берега» доступна здесь.

Что делать, если общественный берег оказался захвачен?

1. Если на берегу вы заметили свежий забор, возьмите рулетку и посчитайте (можно просто шагами), сколько метров до воды оставил захватчик. По закону: «Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 метров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет 5 метров» (Водный кодекс РФ).

2. Звоните в природоохранную прокуратуру и пишите заявление на имя прокурора. Образец доступен здесь.
 

share
print