Истории

Современные родители реализуются за счет детей и имеют много претензий к школам

Чиновники выбрали лучших учителей Петербурга. Всего - 30 человек. Среди них - учитель начальных классов Второй Санкт-Петербургской гимназии Марина Полникова, с которой «МР» поговорил о том, почему современные школьники стали более развитыми и менее здоровыми, чем их предшественники.

- Вы давно работаете в школе?

- 33 года - как тот старик со старухой. Пришла в 17 лет, когда училась в Некрасовском педагогическом училище - учителей не хватало, и на последнем курсе мы днем работали, а вечером занимались. Потом поступила в институт им. Герцена на геофак и думала - как возьму первый класс, так и доведу его до 11-го. Но не получилось – вышла замуж за военного, мы уехали, институт я бросила, позже восстановилась, но уже на начальную школу. Мы прожили с мужем на острове Русский девять лет. В маленькой  гарнизонной школе, куда я устроилась, учили работать по-настоящему. Я была единственным молодым специалистом, и опытные педагоги сразу взяли меня под свое крыло – ходили на уроки, контролировали, как проверяю тетради. И жестко бывало – представляете, я сижу с детьми, а ко мне заходят и демонстративно выключают свет, потому что я его не выключила (во время урока рассвело – «МР»).

- Как вы думаете, почему вы выиграли в конкурсе?

- Думаю, сыграло роль, что у меня было выпущено 15 методических пособий для детей – например, трехуровневые контрольные по русскому языку. Пособия издаются с 1998 года, и хорошо расходятся по России – удачны, потому что их учитель написал. Просто в 90-е годы, когда у нас был «разброд и шатание»  - учебники были старые, а надо было давать детям задания повышенной сложности – в нашу жизнь вошел ксерокс, я стала писать эти задания на листах, где дети должны были вставить пропущенные буквы, разобрать предложения или слова по составу… Так сложились тетради на печатной основе. Потом районный методист пришел ко мне на урок, увидел их и свел меня с издательством.

  • ERM_6227

    Фото С. Николаева

  • ERM_6242а

    Фото С. Николаева

  • ERM_6265

    Фото С. Николаева

  • ERM_6279

    Фото С. Николаева

  • ERM_6288

    Фото С. Николаева

- Меняются ли дети со временем? Их интересы, навыки?

- Да. Сегодня в школу приходят более развитые, информированные (но часто бессистемно) дети. Но не очень здоровые, с логопедическими проблемами – допускают пропуск и замену букв (например, вместо «и» пишут «у», вместо «б» - «д»). Я не знаю, с чем это связано. Сейчас таких детей в классе встречается около 30%, раньше их было меньше (поэтому сейчас так востребованы логопеды). Раньше, когда ребенок пропускал буквы, я говорила: «невнимательный, вертится». Сегодня понятия невнимания, лени нет, причина кроется в физиологических процессах – значит, ребенок не может иначе. Значит, надо включить в этот процесс специалистов.

Кроме того, сейчас у детей большие сложности с почерком. Они мало рисуют, у них плохо развита мелкая моторика - особенно у мальчиков. Появляется больше леворуких детей - раньше был один на класс, а теперь - три.

Становится больше гиперактивных ребят. 72% детей в школе – кинестетики (получающие большинство информации через движения, осязание, обоняние – «МР»). Учитывая эти особенности, подсказывают психологи, если изменить темп и ритм урока, то повысится заинтересованность ребят.

Интересы многих детей сейчас часто диктуют родители, потому что они реализуются за счет ребенка. У меня в первом классе были девочки, которые прошли школу моделей. Увлечения мальчиков – боевые искусства, шахматы.

- Как меняются родители?

- Родители стали другие – с претензиями к школе. Они готовы встать на сторону учителя, если только уверены, что он искренне хочет помочь их ребенку. Доминирующая позиция родителей: защитить - порой даже агрессивно, не разобравшись в ситуации, не признавая вины своего ребенка. Пример - мальчик стащил пиццу в столовой и убежал. Его поймали, он признался, ему сказали – заплати. Пришел папа и сказал: «Я хочу выяснить по поводу изъятия 20 рублей у моего ребенка». Он встал на глухую защиту, и ты понимаешь – не пробить.

Еще в отношениях с родителями есть две крайности. Первая – некоторые считают, что учитель – вторая мама. Это иллюзия, учитель – это образец учебной деятельности, дети копируют его манеру поведения, речь, переключение с одного предмета на другой. Родители бывают искренне разочарованы тем, что ребенок получает мало тепла и нежности. Был случай, когда родители посетовали в разговоре с директором: «Может быть, учитель бы поцеловала, приобняла нашего ребенка - мы так заняты на работе, мало уделяем ему внимания». Многим детям, и правда, не хватает тактильности – они хватают тебя за руку, жмутся. Психологи считают, что их надо каждый день обнимать не менее шести раз – еще с детства они так лучше ощущают границы своего тела, более ориентированы в пространстве, не спотыкаются, не падают.

 А вторая крайность – позиция, что учитель является обслуживающим персоналом, предоставляющим образовательные услуги. Но мы не химчистка, и каждый учитель строит личные отношения с учеником – переживает его успехи и неудачи. Большая ошибка – учить учителя: по каким учебникам заниматься, как строить отношения с ребенком, даже если в этом есть рациональное зерно.

- Родители часто задаются вопросом: какую школу выбрать?

- В начальной школе надо выбирать учителя – по рекомендациям родителей, дети которых у него занимались. Раньше такая возможность была, но теперь, после изменения закона, родители не могут выбирать ни школу, ни учителя.

- Почему с каждым годом растут требования к детям, которые приходят в первый класс?

- Это идет не от школы, это запрос общества. Родители так начали готовить ребенка к школе, что в результате оказалось, что в класс приходят дети с разным уровнем знаний - и одним неинтересно сидеть с другими. Сейчас к первому классу ребята пишут, как правило, печатными буквами и читают по слогам, но есть и бегло читающие дети.

- Как адаптировать первоклассника к школе – дайте советы родителям.

- Во-первых, каждый день с ним нужно разговаривать о том, что произошло в школе -  хвалить даже за маленькие успехи, внушать уверенность, что у него все получится. Надо  держать контакт с учителем и стараться найти контакт с другими родителями – так будет легче. Я часто сталкиваюсь с тем, что в первом классе родители ссорятся из-за детей, а их дети уже на следующий день могут помириться. Я предупреждаю, что адаптация  будет проходить нелегко, что они будут искать себе друзей, строить отношения. Это коллектив, в первый год в классе определяются лидеры. Первого сентября, например, мои ученики Левчик и Вовчик подрались на линейке букетами. Они очень похожи, два неофициальных лидера. На последней линейке они попытались еще раз подраться. При этом они дружили год – это называется «и врозь скучно, и вместе невозможно».

А вообще, основные проблемы у детей в первом классе – недостаточная усидчивость. Ребенку физиологически трудно высидеть 40 минут, перестроиться с игровой деятельности на учебную. Думаю, родителям надо давать детям дома задания, тренирующие усидчивость (лепка, вырезание мелких деталей) и обязательно приучить к часам – к примеру, попросить сделать задание за пять минут.

- Что делать родителям, если ребенок говорит: «Я не хочу идти в школу, мне скучно там»?

Уже поздно что-то делать. Когда папа и мама готовятся привести ребенка в школу, с ними происходят метаморфозы – они забывают свою школьную жизнь и самозабвенно начинают рассказывать детям, что школа – это интересно. Ребята верят родителям и идут в школу как на праздник, а действительность не оправдывает ожидания, ведь это ежедневный труд. Просто надо говорить ребенку, что учеба – это тяжело, придется долго сидеть, бери с собой на перемены игрушки.

- Считаете ли вы нынешнюю нагрузку на детей большой?

- Да. Когда мы переходили на четырехлетнее обучение в начальной школе, то говорилось о том, что детям облегчают жизнь – существующую программу растянут на четыре года. Но ввели новые предметы, например - основы религиозной культуры и светской этики. Этот предмет я еще только буду преподавать в четвертом классе за счет урока литературы. Я не слышала от коллег хороших отзывов ни о курсах для учителей, ни об учебнике.

Когда образование перевели на четырехлетнее, «облегчая людям жизнь», вдруг оказалось, что у детей такая нагрузка, что надо и субботу «прихватить». И многие школы Петербурга перешли на шестидневное обучение. Это очень плохо – во-первых - ребенок лишается выходного дня в семье, а во-вторых – здоровья.

- Нужно ли учить иностранный язык с первого класса?

- Когда я была на семинаре Амонашвили (основатель школы гуманной педагогики – «МР»), он говорил о том, что ребенок развивается по законам природы, по ее календарному плану: в два года у него развивается функция речи и, начиная с этого возраста, он активно обучается любому языку. Я согласна с этим подходом.

- Что дали начальной школе новые стандарты образования?

- Пока этого никто оценить не может. ФГОСы – это, скорее, не содержание, а подход к образованию. При выходе из начальной школы дети должны показать универсальные учебные действия, которым они научились – анализировать, синтезировать и прочее. Это было и раньше, просто сейчас приведено в систему. Теперь учитель не должен выдавать знания, а «учить учиться», работать с информацией.

- У вас в школе учатся дети-мигранты?

- У меня в классе - нет. Я учила китаянку – их, как и корейцев, достаточно много. Узбеков и таджиков пока нет, но в других школах они учатся. Сейчас, я знаю, институт им. Герцена работает над тем, чтобы выпустить учебный комплект для детей, у которых  русский не родной.

- Чем занимаются ваши выпускники, где работают?

- К сожалению, наши многие выпускники пополняют генофонд  европейских стран и Америки. Если раньше они уезжали после института, то сейчас - уже в восьмом, девятом классах. Например, одна моя выпускница закончила филологический факультет СПбГУ, японское отделение. Им, студентам, сразу сказали, что лучшее, на что вы можете рассчитывать в России – это перевод инструкций косметики. И девочка уехала – сейчас работает во Франции по специальности. К сожалению, наша молодежь часто не может здесь реализоваться.

- У вас на тумбе – фотография с Владимиром Путиным. Когда вы с ним встречались?

- Когда мне в 2006 году присвоили звание заслуженного учителя Российской Федерации. Насколько я знаю (не могу утверждать точно) – раз в полгода в Кремле вручаются награды лучшим людям  России – спортсменам, академикам, артистам, военным. Там были Алина Кабаева, Людмила Гурченко. Я стояла в списке предпоследней, после меня награждали заслуженную доярку.

- А если бы была возможность поговорить с Путиным, какие бы проблемы начальной школы вы ему назвали – те, что следует обязательно решить?

-  Сказала бы о большом количестве предметов в начальной школе – если перешли на четырехлетнее обучение, то оно должно быть не с такими нагрузками. Вообще, я как-то не думала об этом, не живу таким глобальными проблемами человечества – мне бы с левчиками и вовчиками разобраться.

share
print