Истории

Инструктаж для велочайников

Стартовал велосезон – 2013. «МР» попросил гуру городского велодвижения составить инструктаж для тех, кто собирается примкнуть к армии велосипедистов.

Экспертами выступили: Александр Кожанов, руководитель проекта «Велошкола», Ольга Мнишко и Дарья Табачникова – координаторы проекта «Велосипедизация Петербурга»

Если вы решили ездить на велосипеде по городу:

  1. Выучите правила дорожного движения, не только пункты 24.1, 24.2 и 24.3, а изучить текст целиком. Учить знаки тоже обязательно. Многие не знают банального: велосипедистам нельзя ездить по встречной полосе, по рельсам, на переходах надо спешиваться.  Тормозная система должна быть обязательно.
  2. Помните, что ПДД несовершенны. По ситуации для безопасности иногда надо занять всю полосу, а не жаться вправо. Или проехать по тротуару, хотя ПДД это запрещают. Или двигаться по полосе общественного транспорта.
  3. Позаботьтесь о заметности. Обязательный комплект светового оборудования - катафот красного цвета сзади, оранжевые или красные катафоты по бокам (на спицах), катафот белого цвета спереди для движения днём или фонарь белого цвета для движения ночью, звонок или рожок, а лучше и то, и другое. Яркая одежда тоже не повредит. Также желательны зеркала на достаточно жёстком креплении (чтоб не тряслись при езде). Если сзади устанавливается фонарь, что гораздо лучше катафота, то он либо ставится вместе с катафотом, либо должен иметь встроенный световозвращатель, чтобы выполнять функции обоих устройств разом.
  4. Вы должны быть предсказуемы.  Знать жесты и пользоваться ими - обязательно, оценивать обстановку на сто метров вперёд и на пятьдесят метров назад - тоже.

5. Очень важна трезвая оценка обстановки. Основная опасность для велосипедиста исходит сзади, сзади слева и сбоку справа: кто-то не соблюдает дистанцию, кто-то поворачивает, не глядя, направо, кто-то выезжает с превышением скорости из двора, кто-то вылезает из припаркованного автомобиля под колёса... Чёткое следование принципу «дай дорогу дураку».

6.  Дети до 14-ти на дороге появляться права не имеют.

7. Ездить на неисправном транспортном средстве нельзя. Каждый велосипедист должен разбираться в основных узлах байка (касается и женщин) и уметь определять поломку. Минимальный ремонтный комплект: заплатки с клеем, небольшой разводной ключ на 20 мм, ключ-«семейка», мультитул с шестигранниками и отвёртками, насос. Естественно, бинт и перекись водорода.

8. Шлем - тут решать самим. По ПДД для велосипедиста ношение шлема не является обязательным. С одной стороны, шлемы обеспечивают некоторую степень защиты, а с другой — в любом шлеме очень жарко, а это влияет на концентрацию внимания. За рубежом можно купить шлемы на ремешковых подвесах, как у армейских касок, которые и эффективны, и красивы (не превращают владельца в «космонавта»). Перчатки, защищающие запястья от перелома при падении, налокотники и наколенники – полезные вещи.

9. Велосипедист должен уметь сгруппироваться при падении и оказывать первую медицинскую помощь.

Ошибки автолюбителей в отношении велосипедистов:

- Автомобилист должен помнить, что у него есть слепые зоны, и что велосипедист легко сможет проникнуть в пространство между автомобилями, припаркованными вдоль дороги, и автомобилями которые движутся.

Отсюда проистекают: непредоставление возможности проезда велосипеду, находящемуся правее на дороге, «затирание» велосипедиста (особенно на мостах) при следовании параллельным курсом, перестроение вправо с задеванием велосипеда.

- Не учитывается дистанция: многие велосипеды способны на очень быструю остановку. Автомобиль тяжелее, а значит, у него больше момент инерции. И если велосипед с широкими, цепкими шинами по какой-то причине резко затормозит со скорости 20 км/ч, то водитель может не успеть оттормозиться на скорости 60 км/ч, если будет идти без соблюдения дистанции.

- Некоторые автоводители не знают раздела ПДД, посвящённого велосипеду, или считают, что велосипедист водителем не является.

- Не учитывается факт, что велосипедист может плохо знать правила или просто наплевательски к ним относиться.

Белые пятна ПДД о велосипеде:

ГИБДД не может дать однозначного ответа об интерпретации описания движения по полосам применительно к велосипеду:

- можно ли педальным ездить по полосе для общественного транспорта;

- можно ли совершать опережение;

- можно ли велосипеду совершать на дороге, имеющей по одной полосе в каждом направлении, обгон;

- можно ли велосипедисту занимать целую полосу, когда остаточная ширина полосы не позволяет обеспечить возможность свободного проезда автомобилю...

Где соблюдать особую осторожность:

- набережные Невы и Невок;

- Выборгская сторона на три километра в любую сторону от Финляндского вокзала;

- Большой проспект Петроградской стороны;

- Дальневосточный проспект;

- Софийская улица;

- Московский проспект;

- Лиговский проспект;

- Заневский проспект;

- все мосты (особенно Троицкий при съезде в сторону Марсова поля);

- Народная улица.

О будущем велодвижения в Петербурге

В 2012 году проблемы велоинфраструктуры оказались в ведении Комитета по транспортно-транзитной политике, готовился проект постановления правительства Санкт-Петербурга «О развитии велосипедного движения в Санкт-Петербурге».

В КТТП выяснили, что в Петербурге велосипеды есть примерно у 1,5 миллиона человек, что сопоставимо с числом владельцев личного транспорта — в городе зарегистрировано около 1,38 миллионов машин, принадлежащих физическим лицам. При этом в общем пассажирском трафике доля велосипедистов составляет 10%.

В проекте предлагалось до 2015 года развивать базовую инфраструктуру для велосипедного движения — магистрали из спальных районов в центр и велопарковки. Было предложено создание парковок рядом с Финляндским, Балтийским, Витебским и Московским вокзалами, а также около 120—150 километров веломагистралей. В более отдаленной перспективе велопарковки должны были появиться у станций метро, вузов, торговых центров, спортивных объектов. Велодорожки, планировалось, свяжут пригороды с городом и районы между собой, отдельно будут созданы трассы для велосипедных прогулок.

Однако, постановления согласовано и принято не было. А проблема велодвижения была передана по наследству в новое ведомство – Комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ).

Как сообщили «МР» в КРТИ, старый проект сейчас рассматривается как «сырой», намечены рабочие встречи, в том числе с представителем «ВелоПитера» Ильей Гуревичем, по его доработке. Большего пока сказать не могут.

Статистика ДТП

По данным УГИБДД ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, предоставленным общественному движению «ВелоПитер»:

В Санкт-Петербурге зафиксировано за 2010, 2011 и 2012 годы 1418 ДТП с участием велосипедистов. 21 человек погиб, из них двое детей. 751 человек ранен, из них 113 детей.

В 2010 году - 409 ДТП, погибли семь человек.

В 2011 году - 521 ДТП, погибли шесть человек.

В 2012 году - 488 ДТП, погибли восемь человек.

В 19-ти случаях из 21, повлекших смерть, причиной ДТП записано «наезд на велосипедиста».

Семь человек погибли (каждый третий) на перекрестках, так как было нарушено либо правило проезда перекрестка (либо автомобилист не пропустил велосипедиста, либо наоборот), либо были проигнорированы одним из участников ДТП сигналы светофора. Кто-то проехал на красный.

Пять человек погибли по причине «несоответствие скорости конкретным условиям».

В числе остальных причин - неправильный выбор дистанции, выезд на встречную полосу, несоблюдение требований знаков.

17 человек из 21 погибли во второй половине дня.

По количеству ДТП:

Энгельса пр., 27,

Гражданский пр., 26,

Луначарского пр., 22,

Московский пр., 22,

Просвещения пр., 22,

Невский пр., 21,

Приморское шоссе, 18,

Савушкина ул., 18,

Бухарестская ул., 16,

Непокоренных пр., 16,

Ленинский пр., 15,

Светлановский пр., 15,

Северный пр., 15,

Будапешская ул., 14,

Каменноостровский пр., 13,

Обуховской Обороны пр., 13,

Стачек пр., 13,

Богатырский пр., 12,

Испытателей пр., 12,

Лиговский пр., 12,

Пискаревский пр., 12,

Большой Сампсониевский пр., 11,

наб. Обводного канала, 11,

Науки пр., 11,

Софийская ул., 11,

Культуры пр., 10,

Малый пр. В.О.,10.

share
print