Истории

Последствия ЕГЭ: дети как собаки Павлова «натаскиваются», а не образовываются

Ученики петербургских школ усиленно готовятся к сдаче ЕГЭ: первый экзамен предстоит уже 27 мая. Тестовый экзамен, который вводился изначально как эксперимент, уже вошел в привычку, и выработалась методика «натаскивания» учеников на четыре предмета, которые им предстоит сдавать. Эксперты, опрошенные «Моим районом» считают, что особенно это сказалось на петербургских школах.

В 2013 году ЕГЭ будут сдавать 23 тысячи петербургских выпускников. Из нововведений: увеличено время на ЕГЭ по русскому языку – с 3 до 3,5 часов. Первый экзамен – русский язык – пройдет 27 мая.

«Мы теряем российское образование: дети готовятся к ЕГЭ вместо того, чтобы учиться, – говорит депутат ЗакСа, школьный учитель Вячеслав Нотяг. – Они «натаскиваются» на два обязательных и два дополнительных предмета, пишут по 10-12 пробных ЕГЭ в год. Образование становится «четырехпредметным». По мнению депутата, тенденция особенно проявляется в петербургской школе: «Наш город попал в эксперимент по ЕГЭ в 2005 году. Чтобы получить тройку по истории, нужно было ответить на 51% вопросов. Все, что ниже, было двойкой. В 2008 планка снизилась до 38%, в 2011 до 30%. Вы думаете, сами задания стали сложнее? Ничего подобного. История и математика не меняются, правила русского языка – тоже!»
 
«Я думаю, Министерство образования увидело, что между регионами слишком большая разница в результатах ЕГЭ, – продолжает Вячеслав Нотяг. – Москва, Петербург, Екатеринбург – это одно образование. В 100 километрах от городов – другое. В провинции, безусловно, есть талантливые дети, даже гении, но это редкость. Поэтому «минобр» сделал среднюю температуру по больнице 36,6».
 
Учителя также отмечают: сдавать ЕГЭ с каждым годом становится все проще. Самый популярный предмет по выбору среди петербургских школьников – обществознание. Его требуют практически все гуманитарные вузы. Учитель Максим Иванцов считает, что ЕГЭ по обществознанию – «легче легкого»: «Задания просто дурацкие, наберите в интернете «часть C» – это либо высказывание ни о чем, либо слишком очевидная вещь, с которой нужно согласиться или не согласиться». 

  • TASS_1231647.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_1231945.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_1547448.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_1547457.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_1547458.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_1547499.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_1619224.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_3198106.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_3199465.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_3199467.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_3199476.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_3199482.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_3199483.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_3199484.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС

 
В части «C» ЕГЭ по обществознанию предлагается написать эссе примерно по таким высказываниям: «Красота спасет мир» (Достоевский), «Семья является первичным лоном человеческой культуры» (Иван Ильин), «Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им» (Вольтер). Справедливости ради, попадаются и спорные высказывания, например, по теме национального самосознания.
 
«По обществознанию из года в год изменения незначительные, – продолжает Максим Иванцов. – Проблема в том, что эти знания не имеют отношения к современной жизни. Остальные предметы становится проще сдавать». С ним согласна учитель географии, эксперт ЕГЭ Ядвига Головенко: «По словам моих коллег, задания по основным предметам упрощаются. ЕГЭ не показывает истинный уровень знания, дети как собаки Павлова «натаскиваются» на определенный алгоритм». 
 
Ядвига Головенко говорит, что не может пожаловаться на ЕГЭ по географии: «Раньше задания были не совсем корректные. Убрали часовые пояса, с которыми была неразбериха. Сейчас нужно просто посчитать, сколько времени будет в одном часовом поясе, если в другом столько-то. Проблема в том, что в одиннадцатом классе дети могут не учиться, если у них за десятый хорошие оценки. Производится среднее арифметическое и трактуется в пользу ученика. Еле-еле тройка в 11 классе и пятерка в 10 означают четверку в аттестат».
 
Впрочем, все опрошенные «Моим районом» эксперты согласились, что от учителя в школе зависит по-прежнему большее, чем от формы экзамена.

  • TASS_3198106.jpg

    фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_3198685.jpg

    фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_3199490.jpg

    фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_3219312.jpg

    фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_3219313.jpg

    фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_3219346.jpg

    фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_3219360.jpg

    фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_3219395.jpg

    фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_3219396.jpg

    фото: ИТАР-ТАСС

 
Статистика
 
По данным Комитета по образованию, лингвистическая подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку улучшилась: в 2005 году задания на определение способов словообразования выполнили 32% учащихся, в 2012 – 58%, такая же положительная тенденция с другими заданиями части «B». При этом у организаторов ЕГЭ вызывают опасение «снижение уровня речевых и грамматических норм», а также «традиционно невысокий уровень грамотности», при том, что требования по этим критериям в последние годы снижены.
 
По литературе самая большая проблема – это определение стихотворного размера. Особенно в стихотворениях Есенина, Ахматовой и Пастернака. В 2012 году петербургские школьники справились с этим заданием хуже, чем в 2011. В части «C», где нужно сопоставить два произведения, выпускники допускают фактические ошибки, например, утверждают, что «маленький человек» Акакий Акакиевич – это порочное явление, над которым Гоголь насмехается, а его смерть является торжеством справедливости. 
 
Результаты ЕГЭ по истории в Петербурге выше, чем в среднем по России (11,5% несправившихся против 13%). Самое трудное задание – на определение последовательности событий. В 2013 в часть «C» по истории будут введены новые задания по работе с картами и иллюстрациями. По обществознанию в Петербурге результаты, наоборот, хуже, чем по России. Средний балл в нашем городе – 52,8, в то время как по стране – 55,7. По сравнению с 2011 годом произошло снижение среднего балла. 
 
Наконец, по техническим предметам – физике, математике и химии – Петербург мало чем отличается от всей России. В Комитете по образованию отмечают, что требования к абитуриентам технических вузов повышаются, а вслед за ними и требования ЕГЭ.

Методические рекомендации Комитета по подготовке к ЕГЭ в 2013 году доступны здесь: http://imc.kurobr.spb.ru/public/users/EGE/ege_sbornik_2012.doc

 
share
print