Истории

Как в Петербурге губили малый бизнес: история «кошмаринга» за последние 10 лет

Петербург недавно был удостоен звания «столицы ритейла», хотя когда-то занимал лидирующие позиции по привлекательности для малого бизнеса. «Мой район» отследил эволюцию бизнеса в Северной столице за минувшие 10 лет: выяснилось, что головокружительные возможности 90-х ушли безвозвратно, но недавно появилась надежда на возрождение малого бизнеса, с которым безжалостно расправлялись в 2000-е.

Консультанты «МР» - Алексей Третьяков, глава Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка, и Сергей Федоров, глава Ассоциации промышленников и предпринимателей.

Проблема № 1 – крупный бизнес

- 90-е годы были золотым веком для малого бизнеса: законодательства как такового не было, а крупный бизнес распродавал закрома нашей Родины, давая мелкому развиваться, - говорит Третьяков. – К тому же в наследство от советской эпохи нам достался тотальный дефицит, так что торговые ниши были не заняты. Потом крупный капитал окреп, закрома иссякли, а привычка получать 1000% прибыли в год при полном отсутствии конкурентов у него осталась.

Наступление на малый бизнес началось примерно в 2003 году. Ларьки и павильоны стали выживать крупные акулы-ритейлы. И не надо думать, что с торговыми павильонами боролись потому, что они оскорбляли наши эстетические чувства. Создание негативного образа было частью такой атаки.

Мне довелось разговаривать с одним из первых лиц на АвтоВАЗе. Почему вы делаете такие омерзительные машины, спросил я. Потому что они столько стоят, ответили мне. Можем «мерседес» сделать, но он будет стоить соответственно. Ларек выглядит непрезентабельно, потому что задача предпринимателя – побыстрее добиться окупаемости. Капитальное строение начнет приносить прибыль через семь лет, ларек – через три. Так вот, поскольку земля, на которой стояли ларьки, - государева, никто не рискнет ставить солидный павильон, потому что кто знает – а вдруг аренду не продлят. И арендовать участок можно только на три года, не больше, хотя коммерсанты, конечно, хотели бы, чтоб на семь и больше. Власти великолепно это понимали, так что это была политика, а не глупость.

Такова проблема № 2 – аренда земли. Массовый снос ларьков, чье время истекло, имел место в 2010-11 годах.

Проблема № 3 – засилье крупных торговых сетей

К чему это привело? К тому, что граждане уже знать не хотят наш товар. Василий Захарьящев, главный фермер России, говорил, что крестьяне продают только 1% своей продукции: к ним просто никто не хочет ездить, особенно по нашим дорогам. Сетевые магазины подгребли все, торгуя импортным продуктом, но при отсутствии конкуренции сочетание цена-качество у нас преотвратное. Соотношение магазинных площадей в Петербурге 1000 метров на 1000 человек – огромный показатель – а конкуренции нет. Мы массово ездим в Финляндию за едой, так что приграничная торговля в Финляндии достигает оборота миллиард евро в год. А цены в магазинах на 15% больше, чем в Москве. Потому что все 2000-е годы затачивали законы под олигархов.

Проблема № 4 – рынки 

Принятый в 2006 году закон, который, во-первых, запретил работать на рынках гастарбайтерам, а во-вторых, навязал жесткие условия по размещению рыночной торговли - только в стационарных помещениях, оснащенных ветконтролем и пунктом охраны порядка. 20 мая я ездил на совещание в Кронштадт, туда приехал новый глава профильного комитета Смольного. Спросил, почему в Кронштадте до сих пор нет рынка, если было даже намечено место, где его строить. Оказывается, при соблюдении всех условий рынок должен размещаться на площади 2500 метров, но больше 1500 построить на том участке невозможно. И главное - рынок такой для Кронштадта просто не нужен, он не окупится.

Еще одна веха в развитии малого бизнеса – прошлогодний инцидент в магазине «Народный». У нас никто не может поверить, что это была инициатива прокремлевского движения «Хрюши против». Агентство «Инколайн» проводило исследование доходности – так она снизилась в сетевых магазинах процентов на 16. А их владельцы привыкли, наоборот, к росту.

Проблема № 5 - естественные монополисты

Проблема № 6 – пожарная охрана

Тут известна точная дата начала неприятностей – пожар в «Хромой лошади» в 2009 году. Именно он, а не пожар, например, в торговом центре в Ухте, стал причиной резкого повышения штрафов за нарушения правил противопожарной безопасности. До этого повышения можно было легко откупиться от инспектора или даже честно платить штрафы, торговле это не мешало.

«Приняли такое федеральное законодательство, - говорит Сергей Федоров, - что сегодня любой лейтенант может уничтожить любое предприятие в РФ. Наш офис оштрафовали на 465 тысяч, хотя он оборудован всеми системами пожаротушения, сделанными по лицензиям. Причем мы за эти системы отвалили 700 тысяч. Но после протокола инспектор передал через третьих лиц, что готов взять 170 тысяч и протокол аннулировать. А иначе он придет снова, выявит повторное нарушение, и нам придется платить штраф уже полтора миллиона. А что мы можем сделать? Пролеты лестничные перестроить?»

Проблема № 7 – резкое повышение единого социального налога для частных предпринимателей

С налогами вообще складывается хитрая ситуация: ни в одной стране мира налог за работника не платит работодатель. У нас подоходный налог – 13%. Действительно, маленький. Поэтому-то в России и не принято твердить неэффективной власти: «Я налогоплательщик и имею право требовать». Но на самом деле, говорит Сергей Федоров, общая сумма налогов, вкупе со взимаемыми с работодателя, даже перекрывает 50%.

Проблема № 8 – откаты

«Программа поддержки предпринимательства в 2004 году называлась «Старт», - говорит Федоров. – и включала в себя 20 тысяч рублей на поддержку нового предприятия. В 2005 году «Старт» закрылся, открылось «Субсидирование малого предприятия» на суммы 300-900 тысяч рублей. По мировому опыту, 50% предприятий гибнет в первый год существования. Я спрашивал Смольный: вы создаете предприятие за 20 тысяч или за полмиллиона (учитывая, что уцелеет в любом случае только 50%)? Но мои сигналы никого не убедили, кому-то выгодно субсидировать полчище однодневок».

share
print