Истории

Что должен дать Петербургу новый главный художник

Новый глава Комитета по градостроительству и архитектуре Олег Рыбин заявил, что в Петербурге возродят должность главного художника. Пока информации о кандидатах и дате назначения нет. «МР» с помощью экспертов проанализировал работу бывших главных художников города, а также спросил у специалистов, что должен сделать в Петербурге «новенький».

ХУДОЖНИКИ. Должность главного художника была введена в Петербурге в 1968 году, первым стал архитектор-художник, график и живописец Василий Петров. После этого в городе сменились шесть главных художников. Последними были Иван Уралов (занимал пост с 1994 по 2005 годы), Сергей Петченко (и.о. - с 2005 по 2006 годы) и Георгий Шереметьев (с 2006 по 2009 годы). После ухода Георгия Шереметьева должность главного художника Петербурга была упразднена.

17 мая, спустя четыре года, новый глава Комитета по градостроительству и архитектуре Олег Рыбин заявил, что в Петербурге возродят должность главного художника Петербурга. В сферу его ответственности будет входить единое стилистическое и цветовое оформление всех информационных табличек, вывесок, элементов благоустройства города. Кроме того, он будет контролировать размещение рекламы.

ЗНАЧЕНИЕ. «Рыбин сказал, что функция главного художника – это следить за наружной рекламой, но это одно «из», - говорит культуролог Михаил Золотоносов. - Во-первых, прерогатива главного художника – это реклама, щиты, вывески, наружное оформление ресторанов, внешний вид витрин на Невском проспекте и на главных магистралях. Все это нужно нормализовать с точки зрения здравого смысла и эстетических представлений. Второе – памятники. Главный художник должен противостоять самодеятельности инициативных групп, которые все время «внедряют» какие-то памятники – нужные и ненужные. По идее, надо сносить многие установленные, особенно к 300-летию города. Например, памятник Каподистрии – вы знаете, кто это такой? Памятник должен быть такому лицу, которое знают все.

Иван Уралов пытался влиять если не на рекламу, то на установку памятников. Могу привести пример. В 2000 году в Петербурге проходил чемпионат мира по хоккею. Дирекция чемпионата находилась на улице Пестеля, там стоит сейчас скульптура Ротанова «Новый век» («Голый мальчик»). Как он появился? Символом чемпионата мира был лось, и во время объезда губернатором Яковлевым нашего города выяснилось о решении установить на этом месте большую фигуру лося. И Уралов сходу говорит: «Идея великолепная, но с лосем опоздали - есть уже проект скульптуры «Новый век» (но идеи установки ее не было). И вместо лося поставили мальчика. Уралов хотя бы меньшим злом защищал город от большего. Шереметьев проблемой памятников не занимался, а рекламу и при Уралове и Шереметьеве делали, какую хотели».

Практически все эксперты, опрошенные «МР», сошлись во мнении, что за последние годы активно в этой должности показал себя лишь Иван Уралов.  Специалисты не могли сказать ничего конкретного о деятельности двух последних главных художников города – Сергея Петченко и Георгия Шереметьева. «Ни Шереметьев, ни Петченко никаким образом не зарекомендовали себя на этом месте настолько, насколько зарекомендовал Иван Уралов, - говорит  генеральный директор ООО «Архитектурная мастерская Столярчука» Анатолий Столярчук. – Не могу их охарактеризовать ни с положительной, ни с отрицательной стороны - они ничем не запомнились».

По мнению Никиты Явейна, руководителя архитектурной мастерской «Студия 44», при Иване Уралове стало «неприлично делать очень плохо», из города ушла безвкусица. «При Уралове начали готовить архитектурные регламенты Невского проспекта, - говорит депутат, заместитель комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Законодательного Собрания Алексей Ковалев. - Фактически это процесс начался до него, но Уралов, как человек старой школы, запустил его в новых реалиях. И если мы такие регламенты примем, это будет главное. Хорошо быть главным художником, когда есть норма, когда есть, что защищать. Если нормы нет – о чем разговор?»

ЗАДАЧИ. «Перед главным художником, на мой взгляд, должна стоять четкая задача - не портить то, что есть, - говорит Анатолий Столярчук. – Вынужден произнести банальную истину - Петербург обладает такой  уникальной архитектурой, что совсем немного надо, чтобы она в ночное время «заработала». Кроме того, есть крупногабаритная реклама, которую однозначно надо убирать из центра и не заслонять перспективы. То же самое касается оформления города к праздникам. В последнее время слабо, на мой взгляд, выглядело оформление к Новому году: провинциальные решения в подсветке мостов, здание Думы оформили в псевдорусском стиле (хотя подсветка Петербурга стала приличная – Невский проспект, набережные и мосты замечательно выглядят в вечернее время)».

«Сейчас для главного художника важно проанализировать, в каком состоянии находится наше общественное городское пространство, и где и как его нужно привести в порядок, а потом - предложить решения для иных органов госвласти», - полагает депутат, заместитель комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Законодательного Собрания Борис Вишневский.

 «Главный художник сегодня должен отчасти выполнять функции главного дизайнера, но в связи с тем, что мы живем в Петербурге, у нас эта должность вполне может называться «главный художник», - считает Владимир Фролов, главный редактор журнала «Проект Балтия». - Петербург (точнее его центр, который мы в основном понимаем под Петербургом) – это город, построенный в основном до XX века, и все его визуальные законы сформированы, когда дизайна как такового еще не было. Но главный художник не может избежать заниматься дизайном и контролем над ним, потому что вся коммерческая структура связана с дизайном, рекламой, медиа, которые иногда мешают нам воспринимать архитектуру. Значит, человек в этой должности должен найти способ примирить архитектурную составляющую и дизайнерские решения».

КАНДИДАТЫ. Кандидатов на должность главного художника в КГА пока не называют. Алексей Ковалев считает, что главным художником Петербурга должен стать представитель петербургской градостроительной школы. Борис Вишневский говорит, что на должности главного художника должен быть человек с одним главным качеством – он должен любить свой город, Петербург должен быть для него ценностью, которая нуждается в защите.

«Нужен практикующий известный художник с работами, с послужным списком, - настаивает Михаил Золотоносов. - Причем известный. Нельзя, чтобы спрашивали: «А кто это?» Если «а кто это?», так пошел к черту. Гениальная надпись на могиле Суворова: «Здесь лежит Суворов». И никому не надо объяснять, кто он. То же самое касается знаковых должностей в Петербурге».

share
print