Истории

Полтавченко, построй нам велодорожки!

Разрешить велосипедистам ездить по выделенным полосам для общественного транспорта; нанести для них отдельные стоп-линии на перекрестках; сделать специальные светофоры; наконец, построить велодорожки. С этими и другими просьбами – а то и требованиями – петербургские велосипедисты регулярно обращаются к Полтавченко. «Мой район» попросил экспертов оценить адекватность и необходимость этих пожеланий.

 

В Петербурге с 16 апреля – то есть вот уже больше месяца – действует интерактивный проект со сложным названием «Велоинфраструктуризация». Зайдя на сайт bikable.ru, любой велосипедист может быстро сгенерировать обращение, которое будет автоматически направлено в приемную губернатора Полтавченко, а также председателю Комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ). Официально срок ответа – 30 дней. Некоторые велосипедисты уже получили реакцию на свои запросы. Например, Ольга просила разрешить провоз в метро велосипедов – в собранном виде (при условии, что т/с – чистое), на что ГУП «Петербургский метрополитен» прислал выдержку из собственных правил: громоздкий багаж провозить нельзя.

Дарья Табачникова, координатор движения «Велосипедизация Петербурга», которое и воплотило в жизнь интерактивный проект, говорит: «Цель – не заставить чиновников, например, устанавливать конкретные велопарковки по конкретным адресам. Это атака: чтобы чиновники занялись делом. И первый результат есть. Недавно нас пригласили на совещание в КРТИ. До конца июня чиновники собираются утвердить план работы по развитию велодвижения: от нас хотят комментарии и предложения. А вообще мы изначально так и знали, что будут приходить отписки. Но цель – другая: заставить чиновника по утрам просыпаться с мыслью про развитие велодвижения».

Но, может быть, чиновники не так уж и не правы, когда на нерезонные предложения велосипедистов отвечают формальными отписками? «Мой район» попросил экспертов – Павла Семенова из клуба «ВелоПитер» и Софью Чилингарову из Открытой лаборатории «Город» - прокомментировать инициативы, с которыми велосипедисты обращаются к Полтавченко.  

Разрешить велосипедистам ездить по выделенным полосам для общественного транспорта

Софья Чилингарова: «Почему бы и нет? Это есть во многих городах Европы. Например, сама видела в Париже. Это реализуемо. Другое дело, в случае, если предоставлять полосы общественного транспорта велосипедистам, надо предусмотреть меры безопасности: чтобы человека на такой полосе никто не сбил».

Павел Семенов: «Полосы общественного транспорта созданы для общественного транспорта. У автобуса гораздо больше «мёртвых зон» обзора водителя, у трамвая - широкий угол выноса при повороте, троллейбус неуклюж. Нормальный велосипедист вряд ли создаст аварийно-опасную ситуацию, но неофит, запутавшийся в педалях посреди полосы движения общественного транспорта, не только рискует своей жизнью, но и может причинить вред пассажирам, так как водитель, применивший экстренное торможение, будет думать о том, как бы не задавить незащищённого железной коробкой велосипедиста, и со всей «дури» жать на тормоз, а пассажиры при этом будут летать по салону, как кегли».

Прошу разобраться с парковкой автомобиля на тротуаре/газоне (в данном виде обращения необходимо указать адрес нарушения)

Павел Семенов: «Парковка на тротуаре - общая беда, при чём тут именно велосипедисты, которые (акцентирую!) обязаны ходить по тротуару пешком? Почему они борются с машинами на тротуаре, но не понимают, что они - такое же т/c, которое тоже может сбить человека?»

Софья Чилингарова: «Автомобили не должны парковаться на тротуарах, и точка. И волновать это может и должно любого человека, в том числе велосипедиста. Абсолютно разумная просьба».

Прошу нанести отдельную стоп-линию для велосипедистов перед автомобилями на перекрёстках, чтобы велосипедисты были заметны для автомобилистов при старте

Софья Чилингарова: «Любые визуальные решения – разметка, знаки – разумны, так как показывают автомобилисту: здесь может быть велосипедист. Очень часто автомобилисты не задумываются о наличии на дорогах других участников движения – не со зла, а просто потому что не привыкли».

Павел Семенов: «Перекрёстки и стоп-линии проектируются с учётом возможности разворотов-разъездов аварийных машин (МЧС, скорая, полиция) в случае затора. Вылезший вперёд велосипедист: а) создаст суматоху на перекрёстке, так как даже, скорее всего, не сможет - ибо не умеет в большинстве своём - просигнализировать о направлении своего движения; б) будет помехой при обзоре водителем прилегающих улиц; в) сам не увидит в результате своего сигнала светофора».

Прошу включить в проект строящейся по данному адресу дороги велосипедную дорогу/полосу (в данном виде обращения необходимо указать адрес)

Павел Семенов: «Адекватнее не просить включить в проект дорожку, а найти депутата, который будет лоббировать законопроект, обязывающий при прокладке новых дорог и реконструкции старых выделять полосы велосипедного движения. Переделывать дорогостоящие проекты уже начавшихся строек, о которых велосипедист узнаёт, увидев синий забор и строительную технику, никто не будет».

Софья Чилингарова: «Безусловно, уместная просьба. Житель города имеет право сказать власти, что он в чем-то нуждается. Очень хорошо, что люди стали показывать, что им на самом деле нужно».

Прошу Вас принять постановление, которое утвердило бы разработанную «Концепцию развития велосипедного движения в Санкт-Петербурге», и обеспечить контроль за ее реализацией (обращение к губернатору)

Павел Семенов: «Полтавченко эти просьбы не читает. Читает его исполнитель, которому мы платим зарплату из своего кармана. Допустим, исполнитель может обработать одну просьбу в час. 160 обращений «ни о чём» убьют его рабочий месяц, а также тысяч 60 из бюджета на его зарплату. Это не считая расходов на канцелярию, и телодвижений других людей, которым исполнитель отправит материалы «ни о чём». А в это время какая-нибудь старушка просит его о срочном ремонте обваливающегося потолка... Но её просьба дойдёт лишь через месяц, как только исполнитель разгребёт завал «спама» от велосипедистов».

Софья Чилингарова: «Разработанная велоконцепция, может быть, сложно реализуема технически – но ведь в Смольном же приняли ее проект. Тендер на разработку был прозрачный: сначала стоимость концепции оценивали в 4 млн рублей, потом – около 2 млн. Деньги были потрачены, а концепцию положили в стол. С точки зрения граждан разумно требовать того, чтобы концепцию либо реализовывали, либо открыто признали, что провели ошибочную работу и деньги потрачены зря. Это же не деньги Полтавченко или руководителей комитетов – это деньги наши, налогоплательщиков. Если концепция некачественная, тогда надо выяснять: как так получилось?»  

Прошу разрешить провозить чистые велосипеды в метро в собранном виде без чехла

Софья Чилингарова: «Почему бы также не потребовать, чтобы на улицах города было чисто – и тогда бы велосипеды можно было провозить вовсе без чехла?»

Павел Семенов: «Метро - чтобы ездить. Велосипед в неразобранном виде:
а) трудно разместить в вагоне, тем более, если там есть пассажиры; б) гораздо более удобен, если сидеть на нём сверху и крутить педали, чем если таскать его по эскалатору и пытаться втиснуться с ним в вагон; в) может провезти человека от «Купчино» до «Проспекта Просвещения» за то же время, что и поезд метро. В случае поломки, необходимости проезда с конечной до конечной, не в час пик, в метрополитене всегда пускают с велосипедом, входя в их положение».

Прошу сделать отдельные светофоры для велосипедистов на перекрестках, чтобы велосипедисты могли стартовать раньше автомобилей

Софья Чилингарова: «Это практика многих городов Европы. Да, это может помешать автомобильному трафику, но ведь невозможно одновременно обеспечить все условия и для машин, и для пешеходов, и для общественного транспорта, и для всех остальных. Должен быть баланс. Если у нас плотность населения – городская, разумно выстроить баланс так, чтобы автомобили были ограничены, а у всех остальных участников движения было больше возможностей и свободы. Об этом писали многие теоретики, в частности, американский профессор Вукан Вучек рассуждал о том, как сделать так, чтобы на общественном транспорте или велосипеде было удобнее передвигаться, чем на машине. А если мы будем пытаться и автомобилистам не мешать, и одновременно создавать условия для тех, кто не в машине – мало что получится».

Павел Семенов: «Не понимаю смысла в отдельных светофорах.  Во-первых, это приведёт к поломке выстроенной годами схемы  «зелёной волны», так как пересекающемуся движению придётся заканчивать проезд раньше, чтобы велосипедисты могли проехать. Во-вторых, это экономически нецелесообразно. В чём смысл стартовать со светофора раньше? Наверное, в том, чтобы быть сбитым лихачом, который несётся на «поздний жёлтый»?»

 

Вывод

 

Павел Семенов: «К сожалению, товарищи из «Велосипедизации» не учатся на чужих ошибках и упорно пишут письма в «Спортлото» вместо того, чтобы заняться действительно полезными для велоинфраструктуры города и безопасности велосипедистов делами».

Софья Чилингарова: «Если люди пишут обращения к чиновникам, значит, так и надо. Городская администрация вообще-то для того и существует, чтобы обеспечивать удобные условия для горожан: по крайней мере, прислушиваться, думать, как можно реализовать ту или иную инициативу. Рассуждать, что, вот, велосипедисты фигню требуют – неправильно». 

share
print