Истории

Наблюдатели на митингах проконтролируют полицию

В Петербурге на митингах должна работать Объединенная группа общественного наблюдения (ОГОН), считают правозащитники. Организация уже существует, но пока действует только в Москве и Воронеже. Цель ОГОН – наблюдать за порядком на протестных акциях, в том числе контролируя полицию – чтобы та не нарушала права митингующих. «Мой район» выяснил, кого берут в ОГОН.

Необходимость в создании групп наблюдения (ОГОН) возникла после резкого ужесточения закона о митингах. Впрочем, штрафы повысили летом 2012 года, а вот судебная практика посуровела раньше - в середине 2000-х. Петербургу еще повезло, что у нас акции, в основном, согласованные, поэтому посадили не так много участников.  

Очевидно, что с ростом протестных настроений стало больше конфликтов между полицейскими и гражданами. Соответственно, появилось много людей, возмущенных действиями правоохранителей и "людоедскими" законами, но при этом недостаточно пассионарных, чтобы выйти на улицу с плакатами. Вот если бы без плаката… Вот если бы только следить, чтобы полиция не слишком распоясалась… «Для нас было очевидно, что нужна третья сила, - говорит Александр Друкк, член координационного совета Молодежного правозащитного движения. - Мы решили просто контролировать действия власти, потому что в Америке, например, представители полиции и судов запросто общаются с гражданами, а у нас - нет». Впрочем, в Штатах судьи и полицейские не назначаются, а избираются горожанами.

Известно, что для расследования событий 6 мая на Болотной площади в Москве будут наконец-то привлечены международные эксперты, которые ранее изучали феномен Occupy в Америке. В комиссию вошли представители Amnesty International, Human Rights Watch, «Артикль 19», Европейской ассоциация адвокатов за демократию и права человека, Международной гражданской инициативы для ОБСЕ, Международной платформы «Гражданская солидарность», Международной федерации за права человека (FIDH) и Центра международной защиты. Напомним, что после акции 6 мая 2012 двадцать человек оказались в тюрьмах и сидят там до сих пор. Они действительно затеяли потасовку с полицией, но истинной причиной столкновений стал неизвестно кем отданный приказ закрыть проход на Болотную площадь, в результате чего образовалась беспорядочная толпа и давка.

Если бы в тот день на Болотной было бы хотя бы 50 наблюдателей, это могло изменить ситуацию. И сейчас эти люди – подчеркнуто не заинтересованные ни той, ни другой стороной – давали бы показания. А может, не пришлось бы их давать, потому что не было бы и самого уголовного дела.

У ОГОНистов есть свои принципы. Например, не делить людей на плохих и хороших. Даже если член ОГОН – убежденный натурал, он должен с пониманием относиться к участникам ЛГБТ-шествия. Соблюдать политическую нейтральность и правовую принципиальность. Это значит: не придерживаться никаких политических взглядов (или хотя бы не выражать) и на митинге поддерживать ту сторону, которая соблюдает закон. А еще нужно соблюдать беспристрастность и быть готовым, что обе стороны – и митингующие, и полиция - будут взирать на ваши действия в лучшем случае с недоумением. И вообще – чем больше обвинений в недостаточной лояльности обрушится на головы ОГОН, тем лучше, ведь это будет подчеркивать их нейтральную позицию.

Обычно такого рода инструктаж участники слушают спокойно, но потом все-таки доходят до вопроса: а что нам делать, если полицейский будет нас бить? Увы, никто из организаторов четкого ответа не дает.

Корреспондент «МР» поинтересовался, как член группы наблюдателей должен выглядеть в толпе, чтобы его не перепутали с митингующим. В теории работа ОГОНиста должна выглядеть так: он будет подходить к размахивающему резиновой дубинкой полицейскому и вежливо его просить не применять без надобности физическое насилие. Спрашивается, почему ОМОНовец должен его слушать?

Оказалось, что для членов ОГОН придуманы и уже напечатаны бейджи. Перед каждой акцией, если планируется участие ОГОН, в полицию отправляется информационное письмо с фотографией бейджа. В половине случаев полицейские чины, работающие на митингах, знают, что это за организация. В половине - новая «третья сила» вызывает у них раздражение, и офицеры просят не мешать им работать.

Напомним, что в Петербурге еще в 2007 году внедрили униформу для работающих на митингах репортеров: серебристые жилетки с крупными надписями «пресса» и гербом. Но и после того, как журналисты облачились в униформу, им то и дело доставалось от полиции. Как выяснилось, для разгонов митингов привлекали отряды ОМОНа из соседних регионов, а проинформировать их о спецодежде забыли. Полицейских, распустивших руки, так и не смогли привлечь к ответственности, потому что опознать их было невозможно: лиц под шлемами не видно.

Пока что главная победа ОГОНа – нагрудные знаки полицейских. Активисты добились того, чтобы знаками обеспечили всех работающих на митингах омоновцев, так что скрыться от ответственности им теперь не удастся. Делать то, что обычно делает Общественный совет при ГУВД – инспектировать отделы полиции, куда свозят задержанных, - им все равно не дадут. Ну нет у общественной организации таких полномочий. Поэтому ОГОНисты предпочитают работать в поле. Про общественные советы молодые московские ОГОНисты говорят пренебрежительно: их задача – чествовать ветеранов ГУВД, а не заниматься реальной помощью людям.

Оптимальное число ОГОНистов на митинге с 1000 участников – от 30 до 50 человек. А вообще зависит от того, согласовано ли мероприятие и ожидаются ли какие-то эксцессы.

По мнению Александра Друкка, самые подходящие лидеры ОГОНа – это бывшие наблюдатели на выборах – люди, уже умеющие вступать в диалог с властью. Правда, практика показывает, что лучше всего находят себе применение люди типа Сергея Мохнаткина. Это москвич, которого сначала неправомерно осудили за участие в политической акции, а уже потом он стал умеренным оппозиционером. А как тут не стать им, если тебя, не молодого уже человека, сажают в тюрьму по уголовной статье только потому, что ты заступился за женщину.

Информацией об ОГОН с «МР» поделились Александр Друкк, член координационного совета Молодежного правозащитного движения, и Дмитрий Каданцев – единственный петербуржец, которому удалось доказать в суде свою непричастность к участию в митинге и отсудить деньги за противоправное суточное содержание в камере. 

Официальный сайт ОГОН

share
print