Истории

41-й.Москва прифронтовая. Как защищали город

В этом номере «Мой район» расскажет о том, как Москва и москвичи пережили первый год войны.

В разных районах Москвы до сих пор можно найти пулеметные бункеры и ДОТы, оставшиеся в городе со времен Великой Отечественной войны.

Столица была почти захвачена и в 1941‑м году долгое время чувствовала себя фактически фронтовым городом. Москвичи жили на военном положении: мужчины работали на заводах, женщины рыли противотанковые рвы, а дети помогали бойцам ПВО нести вахту на крышах домов.

TASS_771226

Линии обороны Москвы

Когда город готовился к обороне, женщины и тыловики рыли рвы, строили бетонные огневые точки, вкапывали в землю пулеметные колпаки. После войны большую часть разобрали, но часть фортификаций осталась.

Например, ДОТы. Это долговременная огневая точка для пулеметчиков или артиллеристов, построенная из металла или бетона. Для обороны Москвы было возведено несколько сотен ДОТов, преимущественно в западной части города.

Несколько хорошо сохранившихся дотов можно найти в Битцевском лесу и Тропаревском парке. Укрепления сохранились в Нескучном саду, на последней линии обороны. Сбитый

TASS_382499

Юнкерс — врага опустили с небес на землю

Бомбардировки Москвы начались через месяц после начала немецкого «Блицкрига». Целью пилотов были военные производства, мосты, вокзалы и прочие стратегические объекты. Только за первый налет немцы сбросили 5000 зажигательных бомб. От взрывов и пожаров с июля по октябрь погибло несколько сотен человек.

В один из таких налетов зенитчикам удалось сбить бомбардировщик — двухмоторный Junkers-88. Немцы смогли посадить горящую машину в поле, где их расстреляли красноармейцы, а самолет отвезли в город. Долгое время Юнкерс стоял недалеко от Манежной площади, у гостиницы «Метрополь», как символ поверженного врага. Бомбардировщик не сохранился: когда немцы отступили от Москвы, его разобрали на части и отправили на авиационные заводы, чтобы наши инженеры могли ближе ознакомиться с конструкцией немецкого самолета.

На останки точно такого же Junkers-88 можно посмотреть в парке у Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Там хранится остов самолета, сбитого в районе Мурома.

Крыши

Прямо на Манежной площади были нарисованы крыши домов. Сверху нельзя было разобрать, что это картинка — летчики люфтваффе принимали это место за жилой квартал.

Окна

Знаменитая Кремлевская стена стараниями художников превратилась в фасад многоквартирного жилого дома. Прямо на ней были нарисованы окна, окна, окна.

TASS_430117

Как маскировали Кремль

Немецкие пилоты, пролетая над Москвой, старались найти Кремль и «дом Сталина» (немцы были уверены, что Сталин круглые сутки проводит там). Бомбы несколько раз падали на Кремль, частично разрушив здание Арсенала и Кремлевский дворец. Чтобы сбить немцев с толку, было решено замаскировать Кремль под жилой квартал.

В 1941‑м году башни покрасили разными цветами, а звезды на них спрятали в фанерные короба. В Тайнинском саду растянули брезент, на котором нарисовали черепицу и трубы. С воздуха брезент выглядел как крыши домов.

Мавзолей надстроили фанерой и замаскировали под особняк. Мощеные дороги внутри Кремля засыпали песком, они выглядели как шоссе.

Золотые купола церквей и разноцветные башни Василия Блаженного покрасили серой краской и сняли кресты.

Красную площадь застроили фанерными макетами домов. Кремлевскую стену покрасили в желтый и бежевый и нарисовали на ней окна, чтобы казалось, будто она — стена жилого дома.

Манежную площадь разрисовали, изобразив прямо на асфальте крыши жилых домов. Замаскировали Большой театр и Манеж. А также всю Тверскую. На стадионе Динамо на футбольном поле высадили деревья, чтобы он выглядел как парк. Маскировка несколько раз сбивала с толку немцев. Пилоты сбрасывали бомбы на ипподром в районе Беговой, думая, что это — Кремль.

TASS_219226

Московское метро в годы войны не прекращало работать почти ни на день. Его тоннели и залы использовались как бомбоубежища и пункты гражданской обороны. Биографы Сталина вспоминают, что в 1941‑м году он часто работал в специально для него построенном фанерном кабинете на станции «Чистые пруды».

Закрылось метро всего один раз — в октябре 1941‑го года. Когда гитлеровцы подошли к ближнему Подмосковью, в городе началась паника: люди бежали из Москвы, а саперы начали минировать город, чтобы взорвать самые важные объекты перед приходом немцев. Метро также готовились подорвать. Снаряды обезвредили, когда Сталин принял решение не покидать город и не сдавать столицу.

share
print