Истории

Полицейские в Петербурге оказались дружелюбнее, чем про них думали граждане

В Петербурге заканчивается неделя проверки отделений полиции. Молодые люди без предупреждения приходили в ОВД и смотрели, как в них соблюдается закон. Каждый свой шаг и реакцию полицейских фиксировали на видеокамеру. Из 30-и отделений, подвергнувшихся проверке, отличились два: сотрудники запрещали видеосъемку и не пускали граждан дальше контрольно-пропускного пункта.

Каждый день с 20 апреля группа молодых активистов обходила ОВД одного из районов, проверяя, как в них соблюдается закон «О полиции», есть ли условия для приема граждан и можно ли вообще туда попасть, например, человеку без паспорта или инвалиду. Самих полицейских о визите не предупреждали, впрочем, они и сами все узнавали из интернета – на пороге людей с видеокамерами встречал причесанный дружелюбный офицер. Из 30-и отделений Центрального, Адмиралтейского, Фрунзенского, Московского, Пушкинского районов и города Всеволожска отличились два. 

Отдел полиции в Московском районе

Полицейский. Вы нас проверяете, мы вас тоже хотим проверить!
Активист. Закон «О полиции» оговаривает, что для проверки документов должно быть основание. Подозрение в совершенном преступлении, правонарушение, побег из психушки, например. Просто так вы не можете проверять документы граждан.
Полицейский. Приказ 176, надеюсь, вы знаете?
Активист. Я знаю только федеральный закон «О полиции».
Полицейский. Вот видите, вы не знаете, какие подзаконные акты у нас существуют.
Активист. Вы знаете...
Полицейский. Еще раз повторяю, у нас есть приказ: при посещении отдела полиции лица предъявляют свой паспорт!


«Мы пришли в отделение полиции, объяснили, что занимаемся общественным мониторингом и хотим ознакомиться с информационным стендом и помещением для приема граждан, – рассказывает участник проверки Евгений Пирожков. – Ничего сверхъестественного не требовали. Одного молодого человека не хотели пускать в ОВД, потому что он забыл дома паспорт. По логике полицейских получается, что обратиться за помощью к ним можно только по паспорту. Как такового помещения для приема граждан в отделении не было, мы прошли через «обезъянник» и обнаружили полицейского, который сидит за столом. Стола и стульев для посетителей не было».

Приказ № 176, о котором говорил полицейский, невозможно найти в интернете. Можно ли при этом требовать от граждан его соблюдения? Один из организаторов «Декады проверки отделений», правозащитник Александр Передрук высказывается однозначно по этому поводу: «Федеральный закон в правовой системе стоит выше внутренних приказов министерства. Кроме того, приказ не может применяться в отношении граждан, если он не опубликован, – он распространяется только на сотрудников министерства. Если честно, я сомневаюсь, что такой приказ вообще существует. Сотруднику полиции просто хотелось, чтобы мы прекратили мониторинг, но от его желания, к сожалению или к счастью, здесь ничего не зависит».

Полицейский. Вы в связи с чем нас фотографируете? Основание?
Активист. Гласность и открытость деятельности.
Полицейский. Стоп, секундочку. У вас есть разрешение на фотографирование?
Активист. Вы находитесь при исполнении.
Полицейский. Я вообще не фотографируюсь. Даже в отпуске с детьми я стараюсь в бок фотографироваться, работа у нас такая!


Полицейские не хотят попадать в объективы фото- и видеокамер, часто мотивируя это соображениями безопасности: изображения могут попасть в руки уголовников, которых они засадили за решетку. Впрочем, закон в этом смысле не на стороне полицейских.

  • _DSC6858.JPG_LOSEV_NIKOLAJ_580.jpg

    Фото: Николай Лосев.

  • _DSC6876.JPG_LOSEV_NIKOLAJ_580.jpg

    Фото: Николай Лосев.

  • _DSC6893.JPG_LOSEV_NIKOLAJ_580.jpg

    Фото: Николай Лосев.

  • _DSC6898.JPG_LOSEV_NIKOLAJ_580.jpg

    Фото: Николай Лосев.

  • _DSC6904.JPG_LOSEV_NIKOLAJ_580.jpg

    Фото: Николай Лосев.

  • _DSC6906.JPG_LOSEV_NIKOLAJ_580.jpg

    Фото: Николай Лосев.

  • _DSC6907.JPG_LOSEV_NIKOLAJ_580.jpg

    Фото: Николай Лосев.

  • _DSC6942.JPG_LOSEV_NIKOLAJ_580.jpg

    Фото: Николай Лосев.

  • _DSC6945.JPG_LOSEV_NIKOLAJ_580.jpg

    Фото: Николай Лосев.

  • _DSC6946.JPG_LOSEV_NIKOLAJ_580.jpg

    Фото: Николай Лосев.

  • _DSC6947.JPG_LOSEV_NIKOLAJ_580.jpg

    Фото: Николай Лосев.

  • _DSC6955.JPG_LOSEV_NIKOLAJ_580.jpg

    Фото: Николай Лосев.

  • _DSC6956.JPG_LOSEV_NIKOLAJ_580.jpg

    Фото: Николай Лосев.

  • _MG_1153__580_kit.JPG

    Фото: Роман Киташов.

  • _MG_1174__580_kit.JPG

    Фото: Роман Киташов.



Отдел полиции в Адмиралтейском районе

Полицейский. Кого вы представляете?
Активист. Мы граждане Российской Федерации.
Полицейский. И что? Зачем сюда пришли?
Активист. Мы проводим мониторинг реформы полиции.
Полицейский. Вы находитесь в отделе полиции, здесь находится вооружение, боеприпасы, задержанные, доставленные. Вы не имеете права здесь снимать.
Активист. Оружие и боеприпасы не находятся в открытом доступе, и, пожалуйста, назовите нормативно-правовой акт, который регулирует наши с вами отношения.
Полицейский. Пожалуйста! Закон «О полиции».
Активист. Конечно, статья 8 говорит о гласности и открытости полиции...


«Фото- и видеосъемка осуществляются по двум основаниям, – комментирует Александр Передрук. – Полицейский находится при исполнении весь рабочий день, который у него длится с 8 утра до 17 часов. Все это время закон «О полиции» не запрещает его снимать. Кроме того, приемная полиции – это общественное место, там полицейский встречается с гражданином. А если он встречается с гражданином, значит, должен быть идентифицирован – носить нагрудный знак или бейдж (в законе прописан только нагрудный знак). У нас не было цели обучить или переобучить полицейских – пусть им руководство объяснит эти правила».

Активист. Почему у вас отсутствует нагрудный знак?
Девушка-полицейский. Потому что в настоящий момент я не работала в кабинете. Меня вызвали по срочной заявке в то же здание, где находится мой кабинет.
Задержанный (неразборчиво). Они же пьяные!
Активист. Вы находитесь сейчас при исполнении?
Девушка-полицейский. Конечно, вы извините, у меня сейчас задержание.
Задержанный. Вы же пьяные...


Нарушений в отделениях полиции Петербурга в рамках «Декады проверки документов» выявлено немного. И сами проверки проходили более гладко, чем в других регионах России. Выявленные активистами нарушения, в основном, носят технический характер. «Существует проблема безбарьерной среды – отделения практически не оборудованы пандусами. В остальном, итоги мониторинга положительные, – рассказывает Александр Передрук. – Практически по всех отделениях висят права задержанных, номера телефонов горячей линии МВД. В помещениях для приема граждан стоят стулья, столы, есть ручка, бумага. Главное, что в отделениях появилась информация, которую мы требовали. Думаю, она уже не исчезнет никуда».

По словам Александра, полицейские вполне могут быть дружелюбными. «В большинстве отделений знали о нашем приходе, в одном даже висела распечатка нашего анонса. Манера общения полицейских, за исключением нескольких случаев, была нейтрально-дружелюбной, а с некоторыми сотрудниками было прямо-таки приятно общаться: они благодарили нас за объективность, мы их – за понимание и устранение препятствий для проверки», – рассказал правозащитник.

Активисты собираются обобщить результаты проверки отделений полиции и передать их руководству МВД на круглом столе примерно через месяц. Кроме Петербурга акции «Декады» прошли в Москве, Сочи, Воронеже, Белгороде, Йошкар-Оле, Кирове, Мурманске, Уфе, Тюмени, Томске и ряде других городов.

share
print