Истории

Россия живет в XVII веке: капитализм, Малахов и Медведев aka Ким Ир Сен

Россия - одна из немногих стран в мире, где сосуществуют духи и нимфы, единобожие, астрология, сложные философские концепции и ядерная физика. По уровню развития мы находимся в XVII веке. Как россияне дошли до жизни такой и что будет дальше, рассказал философ Александр Перцев.


Лекция Александра Перцева в книжном магазине «Порядок слов» прошла в полумраке при свечах – во всем районе не было света.

Вы уже наслушались разговоров об индивидуальном русском пути? Что мы какая-то особенная страна? Я отстаиваю противоположную точку зрения. Мы проходим те же стадии, что Западная Европа. Сейчас у нас рождение капитализма – XVII-XVIII века. Причем движемся мы форсировано – десять «европейских» лет за год. Значит, что-то подобное уже было. И чем-то оно кончилось. Какие у нас сценарии развития?

Как-то раз я брал телевизионное интервью Сергея Ястржембского, бывшего пресс-секретаря Бориса Ельцина и помощника Владимира Путина. Спрашиваю у него: «Что бы вы хотели прочитать о себе, о Путине, о вашей команде в учебнике истории 200 лет спустя?» Он ответил что-то в духе: «Эти ребята никакой идеологии не следовали, не поддавались теоретическим соблазнам, давали конкретные обещания и их исполняли». Эта позиция выигрышна на фоне всяких теоретизирований, идеологизмов и развитых социализмов. С другой стороны, чем больше делает завхоз, тем сильнее им недовольны. В истории остаются те, кто выдвигал грандиозные идеи.

Я ездил на конгресс в Вену и обратил внимание на то, что у них вообще нет детских песочниц. Ни одной! Думаю: «Вот, дети лишены элементарного»... Потом ко мне в Екатеринбург приехали гости из Вены: «А что у вас за странные ящики по дворам стоят? Мы понимаем, русские любят животных, но ведь дети лезут туда, где животные справляют свою нужду!» Оказалось, песочниц нет ни в одной стране мира! Я начал копать, а были ли песочницы до революции? Нет, Ваня Васильчиков из сказки Чуковского «Крокодил» не играл в песочнице.

Оказывается, песочницы придумал совершенно сумасшедший человек. Все знали, что он был сумасшедший, и знали, что он дурак. Жил он за сто лет до Октябрьской революции – это французский философ Анри Сен-Симон. Беранже написал о нем стих: «Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не сумеет – Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой!» Действительно, разум довел до Французской революции 1789 года. До 1794 года продолжалось непрерывное самоубийство нации. Потом начались Наполеоновские войны, потом все пошли в Россию, там погибли. Оставшиеся полегли под Лейпцигом в Битве народов. В общем, всех положили под лозунгом разума. Французы решили, что с разумом надо расставаться: это же кровища сплошная, все мужики побиты.

Так была придумана дурацкая философия Анри Сен-Симона. Он был дурень полный. Одна из его теорий, которую я лично читал, гласит: есть два существа, одно наиболее безволосое – это человек, другое наиболее волосатое – бобр. Их специально развел Господь, потому что человек своим присутствием мешает развиваться бобру. Бобер же трудится, домик строит. Если бы человек исчез с лица земли, у бобра бы появились письменность, книгопечатание и все остальное. 

Потом у Сен-Симона в голове что-то щелкнуло, он говорит: надо создать Единое европейское правительство с королем во главе. Действительно, создали, только без короля. Потом Сен-Симон решил, что земля сохнет: «Я готов описать переживания последнего человека, который умрет от жажды». Он был отчасти фантаст, отчасти социальный утопист.

Сен-Симон сказал, что каждый человек повторяет путь развития человечества. И каждый этап можно маркировать названиями государств, которые символизируют наивысшие достижения эпохи. Первобытный человек целыми днями кушает и спит, добывает пищу, снова кушает и спит. Это маленький ребенок до года-двух. Далее начинается период Древнего Египта. В три-четыре года дети носят камни больше собственного веса, корячатся, прорывают каналы, строят пирамиды. Далее начинаются два притопа – три прихлопа, белый верх – черный низ, бантики, пластические искусства, пляски в детских садах – это Древняя Греция.

Подростковый возраст – это Древний Рим. Один район ходит бить другой. Главное даже не драться, а встать на границе и долго выяснять, кто прав. Рождение римского права, стрелки, разборки – это возраст 14 лет. Следующая стадия – когда все перестали драться, качать понты, занялись науками и искусствами – это эпоха сарацинов. Арабы навоевались и приступили к вычислениям.

В результате своих изысканий Сен-Симон попытался застрелиться, промахнулся и выбил себе глаз. По всем признакам у него был маниакально-депрессивный психоз.

Возвращаясь к песочницам. Нарком просвещения СССР Анатолий Луначарский решил, что раз каждый человек проходит стадии развития человечества, детям – древним египтянам нужно поставить песочницы в каждом дворе, чтобы они строили пирамиды.

Смысл позитивизма, который открыл ученик Сен-Симона Огюст Конт, – что надо наблюдать и считать. Никаких фантастических образов, никакой теории, никаких философских сущностей. Получилась социология – социальная физика. Всякое мышление от лукавого, чем больше думает социолог, тем хуже он считает. Возьмем контовскую шкалу позитивизма. На первом уровне человек верит в духов деревьев и нимф, которые живут в ручьях. На втором уровне боги отвечают каждый за свой участок работы. Потом появляется верховный бог. Далее - сущности, которые управляют миром (экономика, прогресс). Наконец, физика – мы все распадемся на атомы.

Спрашивается, а на каком уровне находится мышление современного человека? У Горбачева на Первом съезде народных депутатов спросили, почему возник СССР. Если бы Горбачев сказал, что так распорядились духи деревьев, мы бы решили, что он переутомился. Сказал бы, что Венера подошла к Марсу – тоже выглядело бы неестественно. Он мог сказать, что на все воля божья, тем более в зале Большого Кремлевского Дворца сидел священник Глеб Якунин. Но жена у Горбачева закончила философский факультет МГУ, и он тоже отчасти был философ. Он ответил: «Так распорядилась история». А какая разница, Венера распорядилась или история?

Можно ли сказать, что у нас только философское мышление? Нет, у нас и единобожие популярно, и астрология. Верховный шаман Чукотки собирает стадионы, рейтинги целителя Малахова зашкаливают. Поразительным образом в голове современного россиянина соединяются все три контовских стадии позитивизма.

В этой ситуации у нас появляется человек конкретный, которого зовут Дмитрий Анатольевич. Он говорит: все лампочки должны быть энергосберегающие. Потом выпускает указ о том, что энергетические напитки нужно выпускать в таре 0,3, а не 0,5. Если маленький ребенок решит выпить энергетический напиток, ему 0,3 будет достаточно. В истории был только один такой правитель – это Ким Ир Сен, которого называли Мао Кореи. Он одновременно руководил всеми комбинатами и строил железную дорогу. Эта предельная конкретика есть позитивистская утопия. Это не лучше и не хуже других мировоззрений.

***
Александр Владимирович Перцев — советский и русский философ, теле- и радиоведущий. Родился в 1954 году в Нижнем Тагиле. Доктор философских наук (с 1992), профессор и декан (1995) философского факультета Уральского государственного университета, проректор УрГУ по работе с территориями и довузовской подготовке, вице-президент Российского философского общества (1999). Переводил на русский язык работы философов Ясперса, Брюнинга, Слотердайка и других.

 

share
print