Истории

В Петербурге начисляют квартплату покойникам - возмущаются живые

«Тебе не скрыться от нас после смерти, пока мы помним, что ты - наш должник», - слова из старой песни «Наутилуса Помпилиуса» не теряют актуальности. В Петербурге нарастает новая волна недовольства квартплатой: некоторых людей заставляют оплачивать счета за умерших родственников. Причина недоразумений - несовершенные правила, а также неповоротливость петербургских жилконтор.

Свою печальную историю нам изложил петербуржец Василий Наумов. «У меня умер отец в марте, я погасил все его долги ещё 25 марта. Вместе с пенями. Потом выписал его в паспортном столе, сходил в бухгалтерию и принес им форму 9. А теперь мне приходит апрельский счет - как за живого. Ладно, могу допустить, что они не успели скорректировать квитанцию. Но ему поставили пени на 2390 рублей! Когда я стал выяснять, оказалось, что отец будет числиться собственником еще шесть месяцев после смерти, пока я не приму наследство. Поэтому и коммунальные услуги рассчитываются, исходя из цифры: два собственника, хотя прописан уже только один. Мой отец после своей смерти будет потреблять газ и лить воду еще 180 дней».

Стоит отметить, что любая жилконтора в случае, если жилец надолго уезжает и может представить доказательства (скажем, письмо от работодателя или директора дачного кооператива) обязана не включать в счет плату за воду в расчете на этого человека. Правило актуально только для воды – холодной и горячей – и только в случае, если нет соответствующих счетчиков. В принципе, Василий тоже мог принести справку о том, что отец дома отсутствует по уважительной причине. Но с какой, спрашивается, стати? Почему вообще действует закон о том, что квартплату нужно считать не по зарегистрированным лицам, а по собственникам?

В бухгалтерии ГУЖА, куда «Мой район» обратился за комментарием, пояснили, что закон сочиняли не бухгалтеры, так что комментировать ее лучше депутатам. А еще посоветовали поставить в квартиры счетчики: тогда любой несправедливости настанет конец, ведь за все остальное берут плату с квадратного метра.

«А у нас была такая ситуация, - рассказал петербуржец Константин. – Умер мой дальний родственник, и его, естественно, выписали из квартиры. Две дочери стали оформлять наследство, ссорились. Действительно, чтобы вступить в права, надо выждать полгода, но у них оформление тянулось в четыре раза дольше.

Тем временем в мои обязанности входило вынимать из почтового ящика все содержимое, в основном, рекламу. Знаете, чтобы воры не заметили, что квартира пустует. И вот в почте обнаружилась повестка в суд на имя нашего умершего хозяина. Я позвонил в суд и сообщил, что он почти два года как умер. Ну как, скажите, в жилагентстве могли этого не знать, если об этом уже знали в паспортном столе, в ЗАГСе? Я объяснил суду, что в квартире все это время никто не жил, поэтому взимать деньги бессмысленно. А за два года долг накопился большой, если учесть, что в среднем квитанция составляла 4500 рублей, и это еще до подорожания. Причем в жилконторе знали, что жилец умер. ВЦКП уже печатала квитанции не с фамилией покойного хозяина, а просто со словами «частная собственность». И все равно считали, что он выносит мусор, ходит по лестнице, пользуется отоплением, значит, должен платить.

В суде, куда нас вызвали, сказали: принесите свидетельство о смерти, выписку из паспортного стола, еще что-то… Но поскольку я не наследник, у меня свидетельства нет. А дочери так и не решили между собой, кто должен идти».

Получается, что вся вина лежит на ЗАГСах, которые фиксируют смерть, но не спешат информировать жилищные агентства. Но и агентства хороши: по счетчикам-то можно определить, что квартира пустует.

«Мой район» поинтересовался у юристов, почему наши законы до сих пор сверкают такими прорехами. «Вообще, описываемые ситуации – довольно редкие, - говорит юрист Андрей Марков. – Обычно наследники заселяются сразу или пускают жильцов, в общем, для них не проблема – платить деньги за человека, который уже переселился в мир иной. Бухгалтерия ГУЖА ничего не знает о переселениях жильцов, пока соответствующие документы не сунут им под нос.

Я, например, купил квартиру после смерти ее владельца, у наследников, и несколько месяцев мне приходили счета на фамилию прежнего владельца, пока я не отдал форму 9 в нашу бухгалтерию. Если счета не изменятся в течение 2-3 месяцев, а бухгалтерия не желает идти навстречу, можно обращаться в суд. Деньги вам не вернут, а сделают перерасчет, так что последующие счета будут меньше. Но не думайте, что платить за жилье, в котором действительно никто не живет, так и не придется. Есть правила – платить, и их надо выполнять».

Отметим, что в жилагентствах имеется свой список так называемых дачников - это люди, которые постоянно приносят справки о том, что живут, в основном, на дачах, поэтому воду не потребляют. Счетчиков в квартирах нет, поэтому от платы этих людей освобождают. 

share
print