Истории

Первый оппозиционный бар в Петербурге могут закрыть «по доносу»

Место встреч оппозиционеров бар «Свобода» снова под угрозой закрытия. Адвокат Антон Шальков из гражданских проектов «Муниципальная пила» и «РосУзник» подал жалобу в надзорные органы, усмотрев нарушения в правилах безопасности заведения. И сделал это после того, как один из сооснователей «Свободы» Андрей Пивоваров сгоряча пригласил его на боксерскую дуэль. Шалькова обвиняют в стукачестве, а сам он утверждает, что не хочет повторения в Петербурге судьбы пермской «Хромой лошади».


Напомним, в феврале 2013 года несовершеннолетние активистки «Молодой гвардии Единой России» попытались купить в баре «Свобода» алкоголь. Несколько молодых людей в это время устроили провокацию в зале и мешали работе заведения. Сотрудники правоохранительных органов проверили оппозиционный бар, осмотрели помещение и опросили участников конфликта, но нарушений не нашли. Случившееся администрация бара расценила как провокацию.

  • _DSC1210.jpg

    Фото: Сергей Николаев

  • _DSC1221.jpg

    Фото: Сергей Николаев

  • _DSC1326.jpg

    Фото: Сергей Николаев

  • _DSC1338.jpg

    Фото: Сергей Николаев

  • _DSC1342.jpg

    Фото: Сергей Николаев

  • _DSC1363.jpg

    Фото: Сергей Николаев

  • _DSC1375.jpg

    Фото: Сергей Николаев

  • _DSC1382.jpg

    Фото: Сергей Николаев

  • _DSC1386.jpg

    Фото: Сергей Николаев

  • _DSC1391.jpg

    Фото: Сергей Николаев

  • _DSC1399.jpg

    Фото: Сергей Николаев

  • _DSC1469.jpg

    Фото: Сергей Николаев

  • _DSC1471.jpg

    Фото: Сергей Николаев

  • _DSC1486.jpg

    Фото: Сергей Николаев

  • _DSC1521.jpg

    Фото: Сергей Николаев

  • _DSC1531.jpg

    Фото: Сергей Николаев

  • _DSC1536.jpg

    Фото: Сергей Николаев

  • _DSC1557.jpg

    Фото: Сергей Николаев



А апреле в бар «Свобода» снова пришли сотрудники полиции и пожарного надзора. «На этот раз проверка проводилась с особой тщательностью и скорее напоминала обыск. Пытались докопаться буквально до каждой мелочи», – рассказывает совладелец бара, член Координационного совета оппозиции Андрей Пивоваров. На этот раз в «доносе» подозревают не прокремлевских активистов, а прежде считвшегося «благонадежным» адвоката Антона Шалькова. Он бывший работник прокуратуры, защитник пострадавших по делу в станице Кущевская и задержанных на митингах в 2011-2012 годах.

«Заявление написал я лично в марте 2013 года, – подтвердил «Моему району» Шальков. – Услышал новость, что девочкам из «Молодой гвардии» в баре «Свобода» продали алкоголь, и предложил Пивоварову юридическую помощь. Между делом спросил Пивоварова – а по факту была продажа алкоголя несовершеннолетним? Он раз жестко отреагировал. Я начал интересоваться дальше – есть ли вообще в баре лицензия на продажу алкоголя, на хранение алкоголя, кассовые аппараты и тому подобное? Реакция была совершенно неописуемая».

Общение между адвокатом и оппозиционером происходило публично, на странице «Свободы» в социальной сети «ВКонтакте». Некоторые реплики, судя по контексту, удалены. Тем не менее, Пивоваров не отрицает, что «послал» Шалькова. «Он заявил, что если в баре проблемы с финансовым учетом, значит, могут «скрысить» деньги на политзеков (процент с каждой покупки в баре идет в фонд помощи политическим заключенным – прим. «МР»). Я завелся: человек, который называет себя оппозиционным адвокатом выступает на стороне малолетней шантрапы! Думаю, это он использовал как повод для стукачества».

Тот самый диалог «В Контакте» (сообщения вырваны из контекста):
 


Судя по сохранившимся сообщениям, помощь Шалькова «Свободе» заключалась в нескольких иронических советах. Сам он считает, что имел на это право, поскольку Пивоваров не ответил на вопросы о возможных нарушениях. Юрист продолжил искать ответы в той же группе «ВКонтакте».

«Я изучил фотографии бара. На стенах висят провода, нет схемы эвакуации при пожаре – это 100-процентное нарушение пожарной безопасности. За барной стойкой стоят все кому не лень. По закону у бармена должна быть санитарная книжка, он должен знать правила пожарной безопасности и эвакуации людей. Куча алкоголя за баром – бутылки виски, водки. Меню без печати», – делится наблюдениями Шальков. Предполагаемые нарушения он скрупулезно перечислил в своем мартовском заявлении.

За несколько дней до этого его диалог с Пивоваровым в «Твиттере» закончился вызовом на боксерскую дуэль. «12 унций» – это популярный в Петербурге боксерский клуб.



Как говорит Шальков, отношение к нему Пивоварова – лишь один из мотивов, побудивших обратиться в надзорные органы. «Я голосовал за Пивоварова на выборах в Координационный совет оппозиции, просмотрел его биографию, понравилось, что активно занимается спортом. При этом мы видим, что его слова расходятся с делом. Кроме того, я помню «Хромую лошадь» (пермский клуб, где во время пожара в 2009 году погибли 156 посетителей – прим. «МР») и не хочу повторения этой ситуации для своих друзей», – резюмировал автор жалобы.

Пивоваров еще не знает, закроют ли бар «Свобода», и предлагает всем, кто заинтересован в сохранении независимой площадки, почаще туда наведываться: «У нас проходят поэтические вечера, джазовые концерты, дебаты. Нам сейчас действительно нужна поддержка. Минимальные нарушения, выявленные полицейскими, устранены. Со стороны пожарника вообще претензий не было. Тем не менее, бару выписали достаточно солидный штраф, и мы под ударом – теперь каждую неделю к нам могут наведываться проверяющие органы».

Антон Шальков, кажется, окончательно утерял статус «оппозиционного» адвоката. Сочувствующие бару активисты называют его стукачом и предателем. Судя по отзывам людей, работавших с Шальковым, он не был ярым оппозиционером и помощь задержанным с недавних пор оказывал на коммерческой основе. Руководитель «Муниципальной пилы» Дмитрий Сухарев призывает не связывать инцидент с антикоррупционной деятельностью Шалькова. «Личная жизнь есть у каждого из членов проекта. Кто чем занимается в личной жизни мне абсолютно неважно. Личные разборки с проектом не связаны», – отметил Сухарев.

Дополнение: заявление на бар «Свобода» Антон Шальков написал все-таки до приведенного выше разговора в «Твиттере», 5 марта 2013 года, но после спора с Андреем Пивоваровым «В Контакте».

 

share
print