Истории

Медведев нужен в качестве громоотвода и козла отпущения, и критика ему не страшна

В среду, 17 апреля, премьер Дмитрий Медведев выступал перед депутатами Государственной Думы. Речь «второго лица» России прерывали аплодисментами около пяти раз, в частности, когда заходила речь об отмене повышения пенсионного возраста. Депутатов, которые выступали с вопросами, обхлопали только один раз: когда речь зашла о состоянии высшего образования. В этот же день в интернет попало «секретное» видео, на котором президент Путин заявил, что ему не нравится работа правительства, особенно в социальном секторе, и пригрозил его распустить.

Путину не понравилась работа по расселению ветхого и аварийного жилья: на заседании, посвященном этой проблеме, Путин раскритиковал правительство, которые не спешит реализовывать прошлогодние указы. Осенью он объявил выговоры нескольким министрам, в том числе министру образования Дмитрию Ливанову. На отчете в Госдуме Медведев Ливанова защищал, когда выяснилось, что претензии к нему имеются и у депутатов. Себя – тоже. Рассказал, в частности, сколько законопроектов внесло в парламент правительство в 2012 году – чтобы показать, что оно тоже работало. Гражданам тоже стало легче жить, потому что зарплата повысилась на 3-8%, а инфляция составляет – 6%. В здравоохранении и образовании зарплаты увеличились почти на 20%. Бюджет у нас дефицитный, но не с такой прорехой как в Японии, Британии и Штатах. Госдолг тоже сравнительно небольшой.  

Как прокомментировал это выступление Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации, это, конечно, юмор, пусть и не такой качественный, как у Никулина и Задорнова.

«У нас остановка экономической экспансии. У нас меньше экспортируется нефть. Дефицит бюджета. Цены растут на все, даже официально. Нефть наконец-то упала ниже 100 долларов за баррель. А премьер говорит, что все хорошо. Он или путает слова или в упор не видит очевидные проблемы. Есть и третий вариант: это для него все хорошо…»

  • TASS_4539172

    фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_4539203

    фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_4539325

    фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_4539329

    фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_4539610

    фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_4539625

    фото: ИТАР-ТАСС

Потом премьер изложил демографическую ситуацию, подробно рассказав о рождаемости и ее росте, едва ли не перечислив поименно всех 2 млн родившихся деток, но цифру смертности так и не назвал, так что можно только догадываться, улучшилась эта ситуация или нет. Про детские сады сообщил: введено 270 тысяч новых ребенко-мест. А для тех мам, кому все равно не повезло с детсадом, будут работать проблемы переквалификации, чтобы мамочки смогли найти работу на дому или с гибким графиком.

Потом премьер помянул неэффективные вузы: в СССР-де было в два раза больше людей и в два раза меньше вузов. Тему сиротства он тоже не обошел вниманием. Из выступления премьера стало известно, что в стране 120 тысяч детей находятся на государственном попечении. То есть едва ли не каждый 1000-й гражданин. И что 44 тысячи родителей были лишены прав в минувшем году. Всем усыновителям, сказал Медведев, должна оказываться педагогическая, психологическая, социальная и медицинская поддержка. Видимо, это должно привлечь внимание российских усыновителей, дабы те оттеснили иностранцев.

Бурные аплодисменты раздались, когда Медведев заявил о том, что в стране пока рано повышать пенсионный возраст. А еще – когда упомянул, что бюджетные вливания в расселение и реконструкцию ветхого жилья обязательно продолжатся. И в третий раз – когда вступился за политиков – жертв «диссергейта». По мнению премьера, свойство диссертаций в области гуманитарных наук – высокое содержание цитат. Система же «антиплагиат» (Медведев нечаянно назвал ее «антикомпромат») еще очень несовершенна, и вообще эта программа еще не одобрена нигде на официальном уровне, чтобы на ее результаты можно было опираться как на истину. После этого премьер раскритиковал блогеров, которые изощряются, разоблачая и ругая лжеученых.

Министра образования Ливанова Медведев тоже пожалел. Вопрос о соответствии Дмитрия Ливанова занимаемой должности задал депутат Игорь Лебедев. Он упомянул и матерную ругань в адрес подчиненных, и сокращение неэффективных вузов (сокращают, по мнению депутата, как раз вузы с хорошей историей, а на плаву остаются шарашкины конторы, которые выдают диплом за деньги и поэтому процветают). В ответ Дмитрий Медведев долго и бессодержательно разъяснял, какая трудная у министра работа, и что обязанность депутатов - не пикировать министров, а предъявлять качественные аргументы. Про мат и про критерии оценки вузов он ничего толком не ответил.

Одним словом, премьер уверенно выступал с докладом и отвечал на вопросы, как будто и не было калмыцкого совещания и путинского недовольства.

По словам Михаила Делягина, никакой опасности резкая критика Путина, о которой стало известно благодаря попавшему в сеть видео, для правительства не несет. «Это было рабочее совещание, грубая лексика была использована с одной лишь целью: чтобы посыл быстрее дошел. Нашим политикам к такой речи не привыкать. Будь на месте Путина Черномырдин, мне бы сейчас звонили за комментариями: правда ли, что половина правительства состоит с премьером в интимной связи, а остальные являются его детьми… Скорее всего, и утечка в СМИ была случайной, сделал это кто-то из помощников Медведева без ведома Путина, потому что тот, если бы знал, что ведется запись, то выступал бы корректнее. Его фраза: «Из нас двоих кто-то работает неэффективно, и я думаю, это вы» - сама по себе какая-то беспомощная. Можно было ответить: а нам кажется, что это вы. В любом случае, Медведев нужен Путину в качестве козла отпущения для грядущего провала. Тогда можно будет громко, по-ельцински сказать: «Во всем виноват…», но уже не Чубайс, а Медведев. Впрочем, я думаю, в этом году кризис не грянет».

У политолога Владимира Гельмана схожий взгляд на премьерские перспективы: ничего не изменится, гнев был не так силен как можно подумать, а Медведев нужен президенту, правда, Гельман упомянул громоотвод, а не козла. Пока что Дмитрий Анатольевич вполне устраивает президента.

share
print