Истории

Школьная форма, может, и нужна, но сейчас дети понтуются не одеждой, а смартфонами

Президент Путин высказался за введение школьной формы. «Мой район» обсудил с экспертами преимущества и недостатки этого нового старого правила. Оказалось, что плюсов и минусов примерно поровну. Школьная форма, скорее всего, ляжет бременем на наш с вами бюджет, поскольку ее придется субсидировать. Зато детям и родителям будет комфортно.

В России 13 миллионов школьников. Себестоимость школьного костюма – из натуральных материалов, чтобы дети не потели и не страдали аллергией – около 5 тысяч рублей. При этом детям из южных регионов следовало бы иметь по два комплекта формы: у них весной жарко - в шерстяном платье не походишь.

В Петербурге собеседники «МР» назвали подобающей цену 1-2 тысячи за один школьный костюмчик: такие траты родителей не разорят. В среднем ребенок за 11 лет вырастания меняет форму 5-7 раз. Шесть миллионов школьников умножаем на сумму предполагаемой дотации – 3 тысячи – получается 18 млрд в год. Это меньше, чем стадион на Крестовском, а в масштабах всей страны – и вовсе пылинка. Но даже если с субсидированием и получится – может не получиться с идеей в целом. Ведь времена изменились, и школьники теперь «выделяются» не формой.

  • TASS_4282652

    ИТАР-ТАСС

  • TASS_1650787

    ИТАР-ТАСС

  • TASS_3194984

    ИТАР-ТАСС

«Теперь выделяются гаджетами, - рассказал учитель и правозащитник Максим Иванцов. – К тому же детям все равно надо привыкать к тому, что в большом мире люди отличаются друг от друга, в том числе – одеждой и социальным статусом. У формы, конечно, есть свои плюсы: равенство богатых и бедных учеников, элемент дисциплины... Но, помимо прочего, форма не сдерживает ребят, когда они начинают кататься в ней по полу, драться. Потом потеют… Им же в голову не придет снять пиджак перед дракой. Так что в дисциплину, как и в равенство, я не очень верю. Зато картину - все дети во всех городах ходят в одинаковой форме – представляю очень хорошо, потому что раз уж у нас ввели одинаковые для всех учебники истории, а теперь и про биологию заговорили, значит, правда хотят унифицировать.

Я против излишнего тоталитаризма. Введут школьную форму, потом общую для всех спортивную, потом еще что-нибудь. Что же получается: дети одеты в костюмы, а преподаватель ходит в свитере? Сам я костюм никогда не надену и против того, чтобы в них упаковывали ребят. Пусть носят что угодно, кроме спортивной одежды, а также футболок с агрессивными рисунками и надписями».

А вот депутат Заксобрания Виталий Милонов идею с формой одобрил, но тут же высказал свои опасения: «Надо все тщательно организовать, чтобы, если это будет госзаказ, его получали приличные компании, и чтобы не было никаких откатов. Я – за то, чтобы своя форма была в каждой школе. Ценообразование, субсидии для тех, кто не может за форму платить – все должно быть тщательно согласовано. Думаю, для родителей – всех, даже бедных – оптимальной была бы цена 2000 рублей за комплект».

О том, как обстоят дела в школе, где форма и так есть, «Мой район» узнал у многодетного отца Павла Семенова. «Идея хорошая, - говорит Павел. - У нас одноклассник, сын гастарбайтера, ходит в чём бог послал, а теперь эти дети будут обеспечены одеждой для визита в общественное место. Дети из обеспеченных семей не смогут понтоваться дорогими вещами. Пусть даже форма будет стоить чуть дороже, чем в магазине, пусть кто-то нагреется на откатах из бюджета, главное, чтобы формой были обеспечены все дети, и субсидирование шло за счёт социальной программы, а не за счёт средств родителей.

А у нас все получилось так. В рекомендуемом школой ателье, где шили форму классу по определенному фасону, пошили брюки за приличные деньги, но прохладные, а в школе учителя предпочитают проветривать помещения, не выводя детей с продлёнки из класса. Стоило ребёнку пойти в школу в чёрных джинсовых штанах, так сразу появилась запись в дневнике, требующая, чтобы ребёнок был в школьных брюках, а не джинсах. Кстати, мы теоретически могли рассчитывать на компенсацию расходов: многодетная семья, дети прописаны в Петербурге. Но получили отказ: отец детей, то есть я, не прописан в городе. Это достаточное основание, оказывается. В итоге ходим в школу в тоненькой прохладной форме, сидим в классе, где учителя не соблюдают температурный режим».

Директор Центра молодежных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге Елена Омельченко назвала «адекватную цену» для комплекта – от тысячи до полутора тысяч рублей. Известно, что модельер Вячеслав Зайцев уже придумал костюм, который можно пошить за три тысячи. Елена Леонидовна посочувствовала детям из богатых семей, которые являются для их родителей «инвестицией в будущее».

«Поэтому родители покупают им все самое дорогое, чтобы ребенок выглядел как витрина их благополучия. Соответственно, к ребенку тоже предъявляют какие-то требования. Форма не должна плохо выглядеть, но не должна быть и дорогой. Неприятно получается, если прямо в школе решается вопрос, для кого нужна субсидия, для кого нет, и список бедных учеников составляется у всех на глазах. В средние школьные годы – с 3 по 7 класс – над этим могут смеяться, и очень жестоко».

А как у них

Миру известен как минимум один правитель, которого погубила школьная форма. Император Центрально-Африканской республики Бокасса навязал школьникам дорогую форму, причем контракт на ее поставку целиком был отдан на откуп одной из губернаторских жен. В результате возникли демонстрации, последовало их жесткое подавление, а потом – переворот, правда, с участием внешних сил – французов. 

share
print