Истории

Дайте школьнику расслабиться

Самое главное после уроков – не бросаться делать уроки!

Каждое утро третьеклассник Антон Смирнов складывает в рюкзак шесть учебников, кучу тетрадок, пакет ручек, карандашей и фломастеров, завтрак, а сверху пихает сетку со «сменкой». Потом навьючивает все это на себя, сгибается под тяжестью, выходит из дома и сливается в общем потоке таких же «рабочих пчелок». «Домой приходит только к четырем вечера, выжатый, как лимон», – говорит Марина, его мама.

Школа давно стала основным местом, где дети проводят время. Чем старше ребенок, тем нагрузки больше: 7-8 уроков, факультативы, подготовительные курсы, рефераты, домашние задания, которые занимают по два-три часа. Времени остается только на сон, а потом опять все по кругу – неделя школьника мало отличается от рабочей недели взрослого человека.

Специалисты считают, что школьники находятся в ситуации постоянной усталости. «Спортсмены получают нагрузку на тренировках, а потом отдыхают. К следующей тренировке у них полно сил, – говорит Галина Рябинина, руководитель консультационного центра «Семья и дети XXI век». – У школьников должно быть так же, но в действительности времени на то, чтобы восстановить силы после уроков, нет».

Это уже перегрузки, из-за которых появляются заболевания. Самые распространенные: потеря зрения, искривление позвоночника, нарушение кровообращения, проблемы с сосудами. «Большинство заболеваний человек приобретает в школе, – говорит Яна Молокина, педиатр детской поликлиники № 47. – В этом возрасте организм формируется. Если процесс будет идти неправильно, например из-за постоянного сидения на стуле с неправильной осанкой, то сколиоз гарантирован».

Изменить систему образования слишком сложно и, скорее всего, быстро не получится. Кроме того, мир таков, что ребенку надо знать как можно больше. Родители могут уберечь отпрыска от болезней и помочь ему пережить школьное время. Начать надо с рабочего места. Стол должен быть с матовой поверхностью. Желательно, чтобы столешница была на уровне груди. Лампа должна стоять слева, если ребенок правша, и справа, если левша. Поток света должен быть направлен на тетрадку и учебник, а не в глаза.

«После школы ребенок должен обязательно пообедать и 20 минут побыть в тишине, – говорит Галина Рябинина. – Лучше прилечь или спокойно посидеть». За это время пройдет излишняя возбудимость, мышцы расслабятся, восстановится кровообращение – каждая клеточка тела получит питание.

Сразу бросаться за уроки не надо – хорошо бы полчаса погулять на свежем воздухе. Это нужно мозгу. Чем больше кислорода, тем он яснее мыслит. Только после этого можно делать уроки, но не засиживаться. Два часа перед сном ребенок может посвятить себе: побеситься, поиграть, посмотреть телевизор, поболтать по телефону.

Хорошая разгрузка ребенка – это искреннее увлечение. Если он любит рисовать, купите краски и отправьте в художественную школу. Если хочет стать хоккеистом, приобретите клюшку, коньки и шлем. Дети любят самовыражаться. За успехи надо обязательно хвалить, школьники тщеславны.

Не забудьте про ребенка и выходные. Ему важно чувствовать себя нужным родителям. «Будьте с ним на равных и не говорите только про учебу, – советует Галина Рябинина. – Картина идеальна, но если стараться придерживаться этих советов, то здоровье не только физическое, но и психологическое ребенку гарантировано до самой старости».

На этих сайтах можно найти много информации о том, как сохранить здоровье школьника:

www.littleone.ru, www.mamochka.ru,
www.moya-semya.ru
, www.nanya.ru, www.kinder.ru

 

share
print