Истории

В Петербурге пассажиров маршруток начали окультуривать

Пассажиров общественного транспорта в Петербурге начали приобщать к культуре: в автобусах, трамваях и троллейбусах, оборудованных экранами, каждые полчаса крутят мини-фильмы о Русском музее. В сознание обывателя инкорпорируют шедевры Репина, Врубеля и Кукрыниксов. Правда, акция «Культпросвет» может оказаться многими незамеченной, так как ролики длятся по одной минуте. «Мой район» попросил петербуржцев, для которых культура – и воздух, и хлеб, дать оценку просветительской кампании.

Интернет-тролли на ролик Русского музея отреагировали критично: и чью культуру музейщики повышают – мигрантов? Так вы им лучше про родной Узбекистан покажите, они порадуются. А петербуржцы, мол, и без того культурные – и про Николая Мирликийского на 146% знают.

Половина первого выпуска «Культпросвета» посвящена картине Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных». Примечательно, что проект стартовал с сурового религиозного сюжета. После ролика зрителя приглашают к интерактивному участию с помощью викторины. К ней у культурных критиков возникли претензии.

Видео: http://vk.com/1ptvclub

Ольга Лялякина, руководитель галереи современного искусства «МАрт», говорит: вопрос викторины («Какое здание, входящее в состав Русского музея, построено задолго до его открытия и является самым старым?») некорректен – по крайней мере, отчасти. Вообще-то все здания, кроме корпуса Бенуа, построены до открытия. «Нехорошо со стороны Русского музея так дурачить обывателя. Люди привыкли относиться к музею с пиететом, доверять.

Не нравится, что визуально информация плохо представлена: уровень Русского музея не соответствует ролику. Правда, мой сын сказал: «Ну ладно, пускай люди хотя бы мозгами пошевелят: вдруг они вообще ничего не знают?» Мол, залезут в интернет и узнают, в каком году был построен Инженерный замок. Но я не разделяю его мнение.

Людей в транспорте много: они толкаются, рассчитываются с кондуктором, может быть, переругиваются. До культуры ли им в такие минуты? Экранчики эти в автобусах я видела пару раз. То, что по ним транслируют - глупо и назойливо. С другой стороны, я за пропаганду искусства – но в определенных формах. Репродукции картин из коллекции того же Русского музея на набережной канала Грибоедова – интересный и достойный внимания ход».  Репродукции, которые и по сей день украшают стены домов на набережной, не у всех, к слову, вызывают благостные чувства.

Андрей Хлобыстин, художник, искусствовед: «В викторине Русского музея я усмотрел вот такое недоразумение: она помечена возрастной категорией «16+» - в то время, как часть ролика, которая про Мерликийского – «6+». Смешна тупость меток: это что, детям глаза дланью закрывать?» В компании «ПТV / Первое популярное телевидение» «Моему району» пояснили, что десятилетняя разница в метках объясняется лишь юридическими тонкостями: в викторине могут участвовать граждане старше 16-ти.

Профессор кафедры культурологии философского факультета СПбГУ Надежда Орлова удивляется выбору картины из многообразной коллекции Русского музея. Лица на полотне Репина, впрочем, вполне гармонируют с будничными физиономиями часа пик. «На картине изображена агрессивная сцена. Много страдающих людей. То же мы видим на экранах ТВ – в другой технике, конечно, и с другой исторической значимостью.

Какова задача проекта? Популяризировать РМ и его историю? То, о чем рассказывается в комментариях к ролику, рядовому гражданину не интересно. Надо решать другие задачи – эстетические: попробовать дать людям ощущение, что в мире есть красота. Что мир – несмотря на то, что в нем много трудного, невыносимого, грязного, подлого – всё равно прекрасен. Дать понять, что когда мы плюем на мостовую или швыряем бумажку в том же трамвае – мы наносим невыносимое оскорбление самим себе. Себя лишаем красоты вокруг. Оглянись, человек! Может быть, он и не пойдет в РМ – но его взгляд вдруг, раз, и остановится на нестеровских березках или кустодиевских сюжетах. И что-то изменится. В таком контексте это был бы очень умный проект».

Михаил Золотоносов, критик, культуролог, ролик смотреть не стал – но мнение высказал: «Глупость это всё. В транспорте ездят люди с разным уровнем образования и культуры. Каждый занят своими делами. И им вот это предлагают. Какая тут может быть эффективность? Нужна культура – пойди в тот же корпус Бенуа. Книги почитай. Искусство вообще не для всех, а для жаждущих. Непонимание этого – ошибка культуртрегеров. То же самое с теми холстинами, которые Русский музей развешивал на набережной канала Грибоедова, а прохожие разрисовывали фломастерами.

Русскому музею надо не ролики в транспорте крутить, а каждый день каяться в том, что они устроили в Летнем саду. Публично признать, что сад уничтожен и превращен в Диснейленд. Современный Летний сад, кстати, эстетика того же порядка, что и популяризация картин в маршрутках. Они что, думают, теперь больше людей в Русский музей придет?

Такие ролики – это как wi-fi в трамвае. Кто для того, чтобы выйти в интернет, специально сядет в трамвай? Ощущение, что мы в сумасшедшем доме».

Маруся Климова, писатель, переводчик, призвала Русский музей внимательно отнестись к «репертуару» - не дай Бог гей-френдли картину разместят. Пропаганда! «Мне кажется, жители больших городов сегодня устали от того, что им постоянно что-то навязывают, призывают к труду и обороне, читают мораль, религиозные проповеди или пытаются всучить какой-нибудь товар. А тут они вдруг видят перед собой картину, которая их никуда не зовет и ни к чему не обязывает. С этой точки зрения ее созерцание способно оказать на пассажиров маршрутки даже определенный успокоительный, терапевтический эффект.

Главное, чтобы сотрудники Русского музея внимательно отнеслись к отбору картин для роликов. Чтобы на картинах не было изображений радуги, например, которая, как известно, является символом гомосексуалистов всего мира. Иначе какой-нибудь отец семейства, совершающий на маршрутке с такой картиной регулярные поездки на дачу и обратно, через несколько поездок запросто может поменять свою сексуальную ориентацию».

А вот депутат ЗакСа Александр Кобринский, филолог по образованию, говорит, что Русский музей превентивно спасает нас от бандитов: «Любое упоминание Русского музея или Эрмитажа в публичном пространстве – это хорошо. Уровень массовой культуры сейчас очень низкий. В интернете можно найти видео, где молодой человек на вопрос «какие стихи Пушкина вы знаете?» отвечает: «Есенин!». Впрочем, такой уровень всегда был. Но его всё равно надо повышать. Человек, прочитавший «Улисса», или Пушкина, Достоевского, Толстого, качественно отличается от человека, который не читал. В конце концов, повышение культуры – это самозащита общества. Вероятность того, что человек, выросший в доме с хорошей библиотекой, станет в итоге бандитом, на несколько порядков ниже, нежели в случае с человеком, который вырос без книг».

Культурные проекты на общественном транспорте в Петербурге и других городах:

QR-библиотека в метро: появилась в феврале на станции «Московская». По коду можно скачать несколько десятков книг на смартфон или планшет. Ранее большая цифровая библиотека появилась на одной из самых проходимых станций метро в Бухаресте.

Поэтический троллейбус: акция состоится в Красноярске 16 апреля. Поэты собираются в троллейбусе одного из маршрутов – и читают пассажирам стихи.  

Читальня в поезде: проект «Книжный бар» открывался в прошлом году – в скоростной электричке Москва-Калуга организовали стойку с литературой разных жанров и качества.

Современное искусство в Пулково-3: в новом терминале аэропорта, который откроется в конце 2013 года, повесят картины современных художников, репродукции или цифровые копии классических произведений.

share
print