Истории

Петербужцев заставят платить пожизненное пособие вдовам чиновников

Петербургские депутаты решили уточнить, как помогать семьям депутатов или членов правительства Петербурга, если с ними (депутатами и членами правительства) случится необратимое, то есть если они умрут на этих важных постах. Проголосовали («за» - 41 депутат, «против» и воздержавшихся нет) и постановили, что вдовам, детям и родителям умерших коллег надо помогать материально – а именно деньгами из городского бюджета.

Этот благородный в целом поступок вызвал удивленное возмущение некоторого количества горожан. Смысл этого возмущения: почему мы, налогоплательщики, должны оплачивать еще и их вдов!

Но это же арифметический подход. А дело то хитрее, оно же и про этику и про организацию общества.

Итак, в эту среду депутаты приняли в целом поправки в закон «О материальном обеспечении семьи умершего члена Правительства Санкт-Петербурга или депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга».

То есть этот закон был и раньше, мы просто про него не знали и о нем не думали – он еще в 2000 году был принят. Просто сейчас депутаты решили уточнить размер выплат вдовам и сиротам, потому что законодательство изменилось. Теперь будут считать в расчетных единицах. Пособие на одного члена семьи - 35 расчетных единиц. А на семью (если у умершего депутата или члена правительства остались и жена, и дети, и родители) – то не на каждого по 35 единиц, а на всех - 70.

Размер этой расчетной единицы все время меняется. Сейчас он составляет 1080 рублей. То есть одному родственнику будут выплачивать по нынешним расценкам 37 тысяч 800 рублей ежемесячно. А на семью - 75 тысяч 600 рублей в месяц.

Еще депутаты уточнили, какой именно вдове надо платить пособие. В прошлой редакции закона было так: если вдова депутата или члена правительства не вышла снова замуж, то ей положены выплаты, а если вышла - то не положены. То есть если она и после смерти депутата или чиновника остается ему верна, то это и вознаграждалось. А теперь к критерию верности добавляется еще и возраст. Платить вдовам собираются только после того, как им исполнится 55 лет. Что не очень справедливо – получается, что в привлекательном возрасте вдова должна хранить верность совершенно бесплатно, рассчитывая только на пенсионную перспективу.

В Петербурге 50 депутатов и 15 членов правительства (и то не все места пока заняты). То есть закон не слишком затратный, поскольку касается ограниченного круга лиц. Тем более, что и смертность среди этой категории граждан, слава богу, невысока. Из умерших действующих парламентариев вспоминается хороший депутат Пирогов, а из членов правительства – убитый вице-губернатор Маневич.

Кстати, я долго не мог понять, распространяется закон только на тех депутатов и чиновников, которые умерли непосредственно в должности, или на всех, кто когда-то был депутатом и членом правительства. Вроде бы все-таки только действующим. По крайней мере, в документах к прежней редакции закона было прямо написано, что для получения пособия надо представить справку о том, что «умерший на день смерти являлся членом Правительства Санкт-Петербурга или депутатом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга».

Еще в новой редакции закона появился пункт о том, что пособие предоставляется также семьям безвестно отсутствующих членов правительства или депутатов. Возникло ощущение, что это записанная в закон угроза: коллеги, будете себя плохо вести – бесследно исчезнете закатанными в бетон, но мы не забудем ваших жен и детей. В общем, все как в сицилийской мафии.

Но оказалось, что это не наши депутаты придумали, а это в федеральном законе о такой же помощи, но семьям сенаторов и депутатов Госдумы написано (вообще, подобные законы есть и на федеральном уровне и почти в каждом субъекте федерации). То есть если это и сицилийская угроза – то общероссийская.

Еще интересно, что в законе написали: что пособие не выплачивается лицу, убившему члена правительства или депутата ЗакСа.

Тут тоже не очень понятно поначалу: не будут платить тому, кто убил своего родственника-депутата? Что, в общем, логично. Но скорее всего, толковать надо расширительно: нельзя убивать членов правительства СПб и депутатов ЗС СПб. А остальных – можно, за это пособия не лишают.

То есть это такой совершенно корпоративный закон, который четко ограничивает круг лиц, которым полагается помощь – пока ты член корпорации, то даже твоя смерть пойдет твоей семье на пользу. А если вылетел из корпорации – из депутатов или из правительства, то стал как все.

И примечательно, что такой подход всех депутатов устраивает: вносили его депутаты от «Единой России» и ЛДПР. А голосовали все единогласно. И депутат Максим Резник (демократ и оппозиционер с большим стажем) сказал про этот закон журналистам, что «наверное, с морально-этической точки зрения закон несправедлив». Но на голосовании это, как видим, никак не сказалось.

То есть часть общества (в виде депутатов и членов правительства) успешно самоорганизовалась. И это был бы замечательный пример для остальных – самоорганизовывайтесь, заботьтесь о ближних своих коллег, если бы, конечно, все это было не за счет бюджета – а скинулись бы депутаты с чиновниками на «черную кассу», чтобы поддержать вдову безвременно ушедшего.

Поэтому предлагаю закон реформировать, исходя из исторического опыта.

А исторический опыт такой: в некоторых странах вдов хоронили вместе с умершими мужьями, в некоторых наоборот назначали на их должности. И был еще лавриат – обычай, по которому на вдове обязан был жениться ближайший родственник умершего.

Понятно, что первый способ варварство, второй может быть применен. Но лучше всего для нашего случая подойдет лавриат - то есть новый депутат или член правительства, пришедший на смену умершему, должен взять на себя расходы по содержанию его семьи. А в идеальном случае – жениться на его вдове.

share
print