Истории

Петербург: люди – «сплошная шариковщина», транспорт, как в Каире, и только архитектура - европейская

Губернатор Георгий Полтавченко резко раскритиковал петербургские вывески и наружную рекламу. Он считает, что в городе необходимо разработать единый стиль и отказаться от нынешнего кричащего облика вывесок. Из уст горожан, поддерживающих эту идею, все чаще можно услышать аргументы вроде «Не Петербург, а чайна-таун какой-то». Мой район решил выяснить, каких мотивов в Петербурге больше: азиатских или всё же европейских?

Борьба с хаотичностью и аляповатостью наружной рекламы началась в городе еще при Валентине Матвиенко, которая в первый год правления распорядилась убрать из города все растяжки - напоминает директор Центра независимых социологических исследований . «Самая азиатская наша часть, если судить по обилию рекламной безвкусицы, – это метро, - отметил Паченков. - Наши здания, особенно в центре, несут сильную историческую нагрузку, поэтому центр – более-менее европейский. Я не против мешанины разных стилей с разных частей материка, потому что в тех городах, которыми мы больше всего восхищаемся, - на Средиземноморском побережье, например, - как раз эта мешанина присутствует. Греки, арабы, европейцы перемешались в нужной пропорции. А у нас вроде бы копируют Европу, но ту, что кончилась 30 лет назад. Это, извините, мода на евроремонт, который, если пригласить иностранца в гости, удостаивается характеристик «не евро и не ремонт».

  • 11615_0_640x492

    Trend

  • 52573_0_640x471

    Trend

  • 52576_0_427x640

    Trend

  • 52610_0_640x427

    Trend

  • 69311_0_640x425

    Trend

  • 120670_0_640x492

    Trend

Судя по ответам экспертов, за европейскую сторону Петербурга у нас «отвечают» здания, концерты, обилие учебных заведений, скверы и парки, маленькие локальные праздники и игры, которые при желании могут устраивать любые энтузиасты без помощи правительства. Впрочем, последний довод устарел в  прошлом году, когда было велено «больше трех не собираться».

За азиатскую сторону в Петербурге – транспорт и дорожное движение, реклама и уличная торговля, поведение горожан, как бедных, так и богатых.

Дизайнер Алексей Левчук считает, что именно наружная реклама – в ее нынешнем исполнении – диктует неевропейскую модель поведения. То есть служит блестящим подтверждением теории «разбитого окна». Напомним, группа психологов и социологов изучала, как ведут себя жители неблагополучных городов, как быстро они сами становятся варварами или, говоря словами профессора Преображенского, действительно ли разруха – в головах. Ученые, кстати, были из Европы и с этой сентенцией, вероятно, не были знакомы. Они нашли урну рядом с домом, где были выбиты стекла, и следили, много ли мусора прохожие оставляют в урне, много ли бросают, где попало. Пока окна были целыми, люди соблюдали порядок, не хотели портить образцовую картинку. Рядом с разбитыми окнами – а их нарочно долго не чинили – многие стали вести себя как свиньи. Стекла вставили – и поведение изменилось к лучшему. Похожая ситуация имела место на автобусной остановке: там «забывали» сумку или кошелек. Если остановка была грязной, в граффити, кошелек обычно присваивался. Если чистой – то нашедший или не трогал находку, или пытался найти хозяина.

«Появление страшненьких вывесок - это в какой-то степени результат того, что все желающие освоили компьютерные программы типа фотошопа и теперь могут сами клепать рекламу, кто во что горазд. А еще мне кажется, они все страдают дальтонизмом, - говорит Левчук. – Вывески – первая примета неевропейского Петербурга. Архитектура – вторая. В центре города вывески невероятно диссонируют с общим стилем и цветом здания. Как будто те, кто их рисует, специально пошли «от противного». Окраины, построенные в советские годы – Купчино, Гражданка – это типичная картина Пхеньяна. И наконец, огромные стеклянные небоскребы, например, будущий Лахта-центр, - это типичный Абу-Даби.

Еще один арабский город, который я вспоминаю, когда иду по нашим улицам, - это Каир. Машин так много, они движутся столь беспорядочно, пробки столь беспросветны, что одно это лишает наш город статуса европейского. Именно хаос, а не маршрутки вместо трамваев, хотя в Европе маршрутки редкость.

И, наконец, уборка улиц. Даже в Москве с этим делом справляются лучше. В Петербурге ленивые дворники. Я видел, как чистят снег в столице. Двадцать дворников выстраиваются на улице и одновременно убирают ее всю, причем, выходят на уборку сразу, как начался снегопад, а не дожидаются, пока весь снег выпадет, чтобы можно было оценить объем работ, составить план и сориентировать персонал».

Что касается манер современных «петербуржцев» (тут, увы, без кавычек не обойтись), то, как сказал начальник Управления государственного протокола горадминистрации Иван Арцишевский, «наступила сплошная шариковщина». Ленинградцы были намного культурнее нынешних жителей, а сейчас лейтмотивом стала фраза «Как хочу, так и буду себя вести». А еще, отметил Иван Сергеевич, есть одна примета «азиатчины» - это современный гламур. Почему-то девочки, обвешанные золотом, в ярких платьях и на шикарных машинах, уверены, что их тусовки – самое что ни есть европейское явление.

share
print