Истории

Петербургу нужен скоростной трамвай и не нужен чемпионат мира по футболу

Петербургу нужны 200 станций метро и 30 километров дорог. Участие города в футбольном чемпионате 2018 года поможет преобразиться, в первую очередь, транспортным линиям – но в дальнейшем финансовые вливания принесут больше неприятностей, чем пользы. При помощи видных ученых «Мой район» составил список транспортных проектов, которых очень не хватает городу – а также перечень вопиющих ошибок.

 

Что городу нужно

 

200 станций метрополитена - это, конечно, утопия, но хотя бы 50 сделать можно. И тут тоже вступает в силу борьба приоритетов. Одни говорят, что нужно срочно прокладывать метро на Юго-Запад: станции «Проспект Ветеранов», «Ленинский проспект» и «Автово» не справляются с нагрузкой. Но, как мы знаем, в итоге стадион на Крестовском острове оказался важнее.

Что еще нужно строить в Петербурге, кроме метро:

1. Развивать легкий рельсовый транспорт – скоростной трамвай. Но не надеяться, что он заменит подземку. Пустить одну ветку от «Звездной» в Пушкин через Шушары, а другую оттуда же – в аэропорт. И еще в Красное Село.

  • 6833434082_1fcaca5d2b_z.jpg

    легкорельсовые трамваи в Европе. Фото: flickr.com

  • 376972554_45cde83a34_z.jpg

    легкорельсовые трамваи в Европе. Фото: flickr.com

  • 2362022090_2a6b6f2d07_z.jpg

    легкорельсовые трамваи в Европе. Фото: flickr.com

  • 3142133920_e076b9b190_z.jpg

    легкорельсовые трамваи в Европе. Фото: flickr.com

  • 4021041740_b164832644_z.jpg

    легкорельсовые трамваи в Европе. Фото: flickr.com

  • 4670475248_7bc3f47b62_z.jpg

    легкорельсовые трамваи в Европе. Фото: flickr.com

  • 4670475710_f38e834d48_z.jpg

    легкорельсовые трамваи в Европе. Фото: flickr.com

  • 5745124092_abcb4f0387_z.jpg

    легкорельсовые трамваи в Европе. Фото: flickr.com

  • 6804626669_d8e73861b8_z.jpg

    легкорельсовые трамваи в Европе. Фото: flickr.com

2. Строить новые дороги и переправы через Неву. Кстати, небольшое количество мостов – это одна из причин, почему в Петербурге не внедряют платный въезд в центр, как это сделано в Стокгольме (он тоже целиком расположен на островах). Потому что большая часть мостов расположена в центре, значит, обслуживает и транзитные машины, которые в центре задерживаться не собираются. Когда у нас сделают Большой Смоленский мост, а также Ново-Адмиралтейский, Фаянсово-Зольный, Серный, Арсенальный , к этому разговору можно будет вернуться.

3. Развязки и пробивки. В советские годы строительство велось разумнее, чем сейчас, даже если его замораживали: скажем, так и не успели соединить Измайловский и Новоизмайловский проспекты. Сейчас стоит проектировщикам чуть-чуть зазеваться – и территория, предназначенная для строительства развязки, оказывается застроенной. «Классический пример – развязка на Поклонной, - говорит проректор архитектурно-строительного университета Александр Солодкий. – Я не понимаю экологов и прочих градозащитников, которые протестовали против ЗСД, ведь он поможет снизить количество вредных выхлопов в Петербурге на 7%. Лучше бы они протестовали против застройки будущих развязок и пробивок». Таким образом, современные проектировщики должны действовать, как советские: определять места для транспорта будущего - на тот случай, если появятся деньги.

4. Карманы для общественного транспорта. Остановки, как известно, стопорят движение всего потока.

5. Платная парковка, паркинги в центре, «перехватчики» у метро.

6. Больше автобусов и трамваев.

7. Развитие интеллектуальных систем управления.

 

Чего в Петербурге делать нельзя

 

1. Проектировать дороги так, что 4-6-полосная трасса вдруг превращается в двухполосную – то самое «бутылочное горло». И если поток большой – то в пробке встает весь район, к тому же начинается страшная суета: все «лезут» друг на друга, а так и до аварий недалеко. Логичнее, считает проректор Солодкий, строить дорогу, скажем, в четыре полосы, чтобы она перед перекрестками расширялась до восьми. Допустим, два правых и два левых ряда станут поворотными, четыре остальных поедут прямо. Но у нас таких перекрестков нет, а у станций метро (они ведь тоже на перекрестках) обочины к тому же забиты маршрутками.

2. Рассчитывать на вливания в преддверии чемпионата мира по футболу в 2018 году. Говорят, что кризис в Греции был отчасти спровоцирован Олимпиадой-2004. Города Восточной Европы пережили практически дефолт, когда в 90-е годы начали активно строить автобаны. Петербуржцы забывают: построить дороги можно (особенно на федеральные средства), но их обслуживание стоит серьезных денег, которые придется забирать из городского бюджета.

3. Распределять транспортные потоки, опираясь на схему, составленную еще в 1997 году, лет за пять до повальной автомобилизации. С тех пор появились иные цели для поездок, отмечает замгендиректора «НИПИград» Михаил Петрович. Например, семейные перевозки: детей в бассейн или к родителям – а я за продуктами. 15 лет назад это было не принято. И сколько бы людей ни переходило на удаленную работу, пробки меньше не станут.

4. Увлекаться дорогостоящими проектами. Это беда Петербурга: у нас вместо десяти дешевых светофоров предпочтут поставить одну развязку, которая, быть может, и не нужна, но зато на ней можно хорошо заработать. Хороший пример – Ново-Адмиралтейский мост, который уже почти начали строить. Он, по сути, стал бы дублером ЗСД. Разорительным таким дублером.

5. Сокращать кафедру дорожного строительства в СПбГАСУ. Транспортных инженеров в Петербурге меньше, чем надо: всех переманивают в Москву. «Между тем, - говорит гендиректор холдинга МКД Юрий Воропаев, - даже честное строительство дорог в России, то есть без откатов, без раздувания смет, оказывается на 40% дороже, чем в Европе. Технологическая отсталость. По этой же причине дороги имеют меньший эксплуатационный срок».

 

Статья подготовлена по итогам круглого стола с участием ученых из Архитектурно-строительного университета, проектных и научных организаций, Высшей школы экономики.

share
print