Истории

«У русской церкви проблемы с жизнью. Выставка Гельмана Icons – это жизнь»

В культурном центре «Ткачи» открывается выставка Icons Марата Гельмана. По прогнозу галериста, работы современных художников только в субботу и воскресенье (30-31 марта) придут посмотреть 5 тысяч человек – цифра невообразимая для Петербурга. «Мой район» попросил активного защитника выставки, журналиста Дмитрия Губина ответить на три типичных комментария противников Icons под нашими публикациями.

 

Противников выставки Icons бесит не сама выставка. Бешенство – это метод, а выставка – предлог. Бешенство по тому или иному поводу используется для решения задач, нередко личных. Возьмем, не к ночи будь помянут, депутата Милонова. Кем бы он был сегодня, этот бывший помощник Старовойтовой в маечке с надписью «Я за демократию», прославившийся в политической карьере разве только тем, что на выборах в ЗакС в 1998 году оказался вдруг не за демократию, а за Вадима Тюльпанова, которому он уступил свое место, – если бы не его сегодняшнее бешенство по поводу гомосексуализма или врагов православия? (А по поводу гомосексуализма Милонов бесится так, что вспоминаешь психиатрический термин «проекция» – это когда человек не может избавиться от чего-то в себе и приписывает это всем остальным). Зато про Милонова теперь знает певица Мадонна. С ним встречается Стивен Фрай, хотя масштаб Фрая к Милонову – я бы сказал, миллион к нулю, если бы на ноль можно было делить. 
 
Эти люди действуют по принципу: крикнем громче и нас заметят! Сегодня громкий призыв закручивать гайки приносит хорошие дивиденды. Есть шанс, что заметит не только Фрай, но и царь. Так ничтожное тараканище, кукарача вырастает до размеров страшного зверя. Таракан сидит на холме, усами шевелит и говорит: «Приводите своих деток, я их скушаю». А в качестве деток годится все, что не укладывается в великомудрую политику царя, как ее понимает таракан. Icons – это огромный подарок для таких людей. Для них подарок – любое нестандартное телодвижение, любой выход из строя, поскольку они делают карьеру на том, что сжирают все живое. 

  • ERM_5529

    Сергей Николаев

  • ERM_5603

    Сергей Николаев

  • ERM_5544

    Сергей Николаев

  • ERM_5488

    Сергей Николаев

  • ERM_5582

    Сергей Николаев

  • ERM_5210

    Сергей Николаев

  • ERM_5267

    Сергей Николаев

  • ERM_5271

    Сергей Николаев

  • ERM_5306

    Сергей Николаев

  • ERM_5351

    Сергей Николаев

  • ERM_5412

    Сергей Николаев

  • ERM_5422

    Сергей Николаев

  • ERM_5441

    Сергей Николаев

  • ERM_5446

    Сергей Николаев

  • ERM_5454

    Сергей Николаев

  • ERM_5472

    Сергей Николаев

  • ERM_5533

    Сергей Николаев

  • ERM_5555

    Сергей Николаев

  • ERM_5599

    Сергей Николаев

  • ERM_5607

    Сергей Николаев

  • ERM_5618

    Сергей Николаев

 
Комментарий 1. Почему на выставке используются только христианские святыни? Если бы христианин сделал подобное в отношении иудаизма, его бы объявили махровым антисемитом. 
 
Ну, группа AES+F, которая близка многим участникам Icons, сделала так называемый мусульманский проект. Художники показали, как будут выглядеть крупнейшие города мира, в том числе Москва, если в них победит ислам. И охранительных криков братьев-мусульман («братьев» в том смысле, что христианство и ислам – родственные авраамические религии) я что-то не слышал. То есть использование образов из других религий тоже существует.
 
Но главная причина, конечно, в другом. Большинство российских художников, представленных на Icons – это люди христианской культуры, даже если они и неверующие. И они играют с той средой, которая им близка. А как они с образом иудаизма должны играть, если в этой среде не живут? Не знают Торы, не ходят в синагогу, не делают рыбу фиш в Пурим? И кто тогда поймет их игру? Те, кто тоже не знает, не ходит, не делает? Со средой иудаизма, вон, Марк Шагал играл. И что-то я опять же не слышал, чтобы его картины какие-нибудь хасиды требовали запретить на том основании что он недостаточно уважительно изобразил свиток Торы.
 
Комментарий 2. Марат Гельман преследует единственную цель – пиар за счет скандала, который постоянно сопровождает подобные творения. Выставка может вызвать раскол в обществе и даже силовые столкновения. 
 
Я что-то не понял. Это Марат Гельман устраивает силовые столкновения? Это Дмитрий Врубель со своим евангельским проектом устраивает силовые столкновения? Пока что все столкновения устраивали темные люди, известные как православные дружинники и прочие хоругвеложцы. С одним из них, Отраковским, я как-то в прямом эфире даже общался. Это дядя темный настолько, что не знает даже о существовании картины Александра Иванова «Явление Христа народу», и который свято уверен, что на религиозную тему могут быть только иконы. Так кто провокатор – полумифические казаки, требовавшие запретить выставку братьев Чепменов в Эрмитаже, или Пиотровский, который привез потрясающих, с моей точки зрения, современных художников?
 
Дурака провоцирует все, что отлично от его, дурака, мироустройства. И если завтра я надену ролики, зеленые брюки, розовый парик и покачусь в таком виде по Питеру, дурак наверняка оскорбится, назовет провокатором и потребует меня запретить. Хотя именно в разнообразии жизнь. Все мертвые мертвы одинаково, все живые живы по-разному. В этом, кстати, причина, почему я не требую запретить дураков.
 
Комментарий 3. Для некоторых сушеные какашки и дауны – это искусство. У Гельмана на выставке оно изобилует. Спешите!
 
Человек видел картинки с выставки-то?
 
Эпилог
 
Выставка Icons  абсолютно для всех. Туда можно приходить с малыми детьми и крайне пожилыми людьми. Идея выставки сводится к тому, что текст и контекст – это не зафиксированные на все времена, а потому мертвые вещи. Мое любимое из того, что представлено на Icons – это евангельский проект Дмитрия Врубеля. Оказывается, если проиллюстрировать цитату из Библии, затасканную настолько, что она звучит банальностью, пошлостью, не набившими оскомину картинками с Христом, апостолами и людьми в одеждах Древней Иудеи, а проиллюстрировать, скажем, срисованными с фотографий изображениями гопников, беззубых зеков и бомжей, – библейское слово зазвучит очищенно. Тогда оно проявляет свою изначальную силу.
 
Выставка показывает, что любой застывший взгляд – это смерть. Если взгляды, материалы, подходы меняются – значит, идет жизнь. У русской церкви сегодня проблемы с жизнью. С живым словом, живым взглядом, живой, не знаю, архитектурой. Посмотрите, какой вид имеют строящиеся сегодня церкви. Это зады задов существовавших век назад архитектурных задов. Это никакая не классика и не традиция. Это архитектурный погост. Выставка Icons показывает, какой может быть жизнь.
 
***
 
Выставка Icons открывается 29 марта и продлится до 21 апреля. Время работы - с 12:00 до 22:00, без выходных. Стоимость билета: 200 рублей (100 рублей - для льготных категорий). Адрес креативного пространства «Ткачи»: наб. Обводного канала, 60.
share
print