Истории

Как отправить на пенсию унылых белочек из школ Петербурга

Унылым белочкам на стенах петербургских школ пора на пенсию. Дизайнеры и архитекторы, опираясь на опыт скандинавских стран, предлагают сделать школьное пространство творческим и комфортным и пустить туда всех жителей микрорайона. Что сделать, чтобы люди перестали воспринимать школу как детское гетто за железной решеткой, разбирался «Мой район».

Школа-коворкинг

Петербургский архитектор Данияр Юсупов совершил со своими студентами  «образовательный трип» по публичным пространствам в Скандинавии – школам, библиотекам, комьюнити-центрам. «Российским школам не хватает прозрачности и открытости, – рассказывает архитектор. – В Финляндии и Норвегии встречаются интересные гибриды в устройстве школ: сценическое пространство одновременно является спортивным залом, столовая – актовым залом и центром притяжения для жителей микрорайона. Встречаются гибриды бомбоубежища, спортивного зала и церкви». Подобное устройство – не из-за нищеты. После окончания занятий школа открывает двери для всех. Фактически она работает круглосуточно, и дети могут наблюдать, например, репетиции местных групп, арендующих сцену у муниципалитета.

Российские школы, как полагается, закрыты от посторонних. А зачастую – от самих учеников, которых не выпускают за пределы классной комнаты. Студенты Данияра Юсупова решили отказаться от классического плана в виде буквы «Н» и «переизобрели» школу наподобие коворкинг-центра – места, куда в определенные часы может прийти каждый. Центр дневного пребывания, мастерские, кафе, ресторан, спортивная инфраструктура станут качественнее, если пускать туда за деньги горожан. Для школьников работа в общем пространстве со взрослыми способствует «градиентному» (постепенному) взрослению. Ученик не выпадает во взрослый мир на следующий день после выпускного. В школе он уже – полноправный и самодостаточный представитель общества.

  • bilde_01_web_4ddfaddd-5fb0-4f78-ba0f-0ed8319135c3.jpg

    Изображение: Kristin Jarmund Arkitekter AS

  • bilde_02_web_4ddfae62-201c-43c9-ac0e-0ed8319135c3.jpg

    Изображение: Kristin Jarmund Arkitekter AS

  • bilde_03_web_4ddfb1c5-8f88-4737-8b2e-0ed8319135c3.jpg

    Изображение: Kristin Jarmund Arkitekter AS

  • bilde_04_web_4ddfb1d7-8cb8-46d6-8e98-0ed8319135c3.jpg

    Изображение: Kristin Jarmund Arkitekter AS

  • bilde_05_web_4ddfb1eb-fd74-4522-b04d-0ed8319135c3.jpg

    Изображение: Kristin Jarmund Arkitekter AS

  • bilde_06_web_4ddfb1fa-afa0-4ca3-a443-0ed8319135c3.jpg

    Изображение: Kristin Jarmund Arkitekter AS

  • bilde_07_web_4ddfb21e-80d4-4cc4-9fec-0ed8319135c3.jpg

    Изображение: Kristin Jarmund Arkitekter AS

  • bilde_08_web_4ddfb22f-b6a8-4d51-a45a-0ed8319135c3.jpg

    Изображение: Kristin Jarmund Arkitekter AS

  • bilde_10_web_4dfb2cd6-1d54-4eec-b503-678953a91f8d.jpg

    Изображение: Kristin Jarmund Arkitekter AS

  • gjerdrum_3667_kim j stidahl_4f8e6b5e-1e70-43b6-9c96-11c155fc3113.jpg

    Изображение: Kristin Jarmund Arkitekter AS

  • gjerdrum_photo_rolf_estensen_landscape_Østengen_og_bergo_4f8e6ca0-5f80-4726-8160-24a155fc3113.jpg

    Изображение: Kristin Jarmund Arkitekter AS



Стулья-игрушки, парты-конструкторы

Главный редактор журнала для дизайнеров «Проектор» Дмитрий Хоршак рассказывает о своих впечатлениях при выборе детского сада для своего ребенка: «У меня было ощущение, что время остановилось. Мне снова пять лет, и я пришел в свой детский сад на Гагаринской улице. Белочки, нарисованные в 1980 году, унылая кафельная плитка, масляной красочкой подкрашенные стены. Пахло кашей. Включилась обонятельная память. От этого такой неизбывной тоской повеяло, что мы думали – не перейти ли на домашнее обучение».

По словам дизайнера, в европейских странах пришли к пониманию: образовательное пространство, в котором находится ребенок, не менее важно, чем слова, которые он слышит от учителя. «Сейчас меняется парадигма офисной работы, люди более не привязаны к компьютерному столу, могут работать дистанционно, в опен-спейсах, кафе, – говорит Дмитрий Хоршак. – То же самое должно происходить в дошкольном и школьном образовании. Парты и стулья, стоящие в рядочек, никуда не уйдут, формат выступления учителя перед аудиторией актуален всегда. Но к этому формату добавляются новые игровые интерактивные занятия».

В Скандинавии мебель для школ поставляют несколько конкурирующих фирм. Такие обычные предметы, как парты и стулья, поставляются во множестве вариаций: для химических классов - одни, для театральных кружков – другие. Хитом продаж стало изобретение финской студентки: пуфики на магнитах, которые можно прикреплять к специальной намагниченной стене. Другой бестселлер – мохнатая полукруглая стенка, которая отделяет пространство для групповой работы.

Экологическая школа

Журналистка Ангелина Давыдова рассказала об опыте Соединенных Штатов, который распространяется в Европе. Школа применяет возможные технологии сбережения энергии и ресурсов: солнечные батареи, энергосберегающие лампы, специальные котлы и электрощитовые, и получает половину сэкономленных средств наличными на собственные нужды. Некоторые школы имеют при себе огороды, продают выращенные овощи в магазины (местные жители готовы переплачивать 100% цены за экологически чистый продукт), а также используют их для приготовления блюд в столовой.

***
Идеи для петербургских школ предложили участники проекта «Дизайнерская платформа» «Творческого объединения кураторов» (ТОК). Некоторые идеи могут быть использованы для переустройства одной из школ в Приморском районе Петербурга.
 

share
print