Истории

Предвыборный ликбез: Откуда возьмутся деньги на обещания?

Мы продолжаем публикацию материалов, которые помогут горожанам подойти к выборам во всеоружии

«Наш депутат так много делает, – уговаривала меня дама, обходившая квартиры нашего дома, чтобы призвать поддержать народного избранника еще раз. – И продукты ветеранам дает, и постельное белье, и лекарства, и даже на похороны! В этом году он выделил деньги на ремонт нашей лестницы, а в следующем году выделит на детские площадки и на то, чтобы ветеранам зубы вставили… Неужели вы за такого хорошего человека не проголосуете?»

Судя по рассказам знакомых, наш дом не исключение: по всему городу применяются похожие методы борьбы за сердца избирателей. Что-то дают уже сегодня, что-то обещают завтра. Сегодня – подарки, бесплатные экскурсии и концерты, завтра – отремонтированные подъезды, вставленные зубы, благоустроенные дворы и увеличенные доплаты к пенсиям.

Встречаясь с агитаторами или с самим депутатом, вам стоит задать простой вопрос: откуда сегодня берутся деньги на благодеяния, и откуда они возьмутся завтра – на выполнение обещаний?

Весьма интересно, что вам ответят, хотя вариантов может быть только два. Или это деньги из бюджета города, или от «спонсоров». Теоретически, конечно, это могут быть личные средства депутата, но до сих пор взять на содержание «свою» территорию мог позволить себе только Роман Абрамович на Чукотке. Так что этот вариант отбросим.

Бюджетные деньги – это налоги, которые платим мы, наши дети или родители. И когда нам говорят, что депутат «выделил деньги на материальную помощь», на лекарства или на ремонт лестницы, надо понимать, что это вовсе не благотворительность: к нам вернулась часть наших собственных денег, которые мы заплатили в бюджет, в том числе и на эти цели.

И еще надо понимать: если деньги, например на ремонт лестницы, заложены в бюджете – они там и останутся независимо от того, проголосуете ли вы за партию, от которой баллотируется депутат. А если деньги не заложены, значит, агитаторы (или сам депутат) вас просто обманули, пользуясь тем, что добраться до полного текста городского бюджета и прочитать его не так-то просто…

Точно так же надо понимать и обещания – мол, такой-то, став депутатом, выделит деньги на некие цели. Не думайте, что у каждого депутата лежит под подушкой кусочек городского бюджета и если его как следует попросить, он выдаст нужную вам сумму. Депутаты могут распоряжаться бюджетом только коллективно – голосуя за то, чтобы определенные расходы были предусмотрены в бюджете текущего года. Конкретный депутат может предложить какую-то поправку, но вовсе не факт, что она будет принята другими депутатами.

А еще нужно, чтобы ее одобрила администрация – иначе губернатор не подпишет закон о бюджете. Но даже если эта поправка попадет в бюджет – таким путем вам, опять же, вернут часть ваших собственных денег, и нет никаких оснований рассматривать депутата как «благодетеля».

Теперь о деньгах «спонсоров». Для начала надо понимать, что если во время выборов вам раздают продукты, промтовары, деньги или оказывают бесплатные услуги, это называется «подкуп избирателей» и рассматривается как уголовное преступление. Если будет доказано, что этим занимался кандидат в депутаты или его команда, его снимут с выборов. Поэтому, как правило, вся оказываемая гражданам предвыборная «благотворительность» оплачивается коммерческими структурами, формально не связанными с кандидатами в депутаты. Но с какой стати коммерсантам давать эти деньги?

Конечно, бывают спонсоры, которые готовы дать деньги, например, на операцию для ребенка, на лекарства для старика, на обучение талантливого юноши из бедной семьи. Но при этом речь всегда идет о конкретной, адресной, как говорят, помощи. Такого, чтобы коммерсант принес депутату мешок и сказал: «Видеть не могу, как у тебя в округе малоимущие страдают, иди и раздай им эти деньги», как правило, не бывает. А что бывает?

Бывает другое: деньги даются в обмен на обязательства, о которых депутат предпочитает не распространяться. Например, в обмен на обещание содействовать «спонсору» в получении бюджетных средств или земельных участков. Или в обмен на обещание лоббировать выгодные «спонсору» проекты. При этом стоимость «ответных услуг» будущего депутата – в виде сумм, которые будут выделены «спонсору» из бюджета, – может оказаться во много раз больше, чем затраты «спонсора» на «подарки» избирателям.

share
print