Истории

Люди в Петербурге хотят жить хорошо, но денег на развитие гражданского общества им жалко

Петербуржцы не спешат финансировать общественные и политические проекты. Если горожане и расстаются с деньгами, то тратят их на традиционную благотворительность. «Мой район» выяснял, кто собирал деньги на гражданское общество в Петербурге в 2013 году, и что из этого получилось.

Добровольное сотрудничество людей, которые объединяют деньги или другие ресурсы на поддержку других людей или организаций, называется краудфандингом или народным финансированием. Самым известным примером в России является сбор средств на антикоррупционный проект «РосПил». Правда, жертвуют в основном москвичи. А что в Петербурге?

Цель: помощь задержанным и политзаключенным. Туристические «пенки» для сна в отделениях полиции, еда, сигареты, адвокаты, материальная помощь родственникам.
Собирается: 20 тысяч рублей в месяц по Петербургу
Где: «Яндекс-кошелек» и пластиковая коробочка на массовых акциях.
 
Владимир Волохонский, представитель фонда помощи политзаключенным: «Все зависит от проведения больших мероприятий – на митинге против «закона подлецов» в январе 2013 года я собрал 19 тысяч рублей. Через интернет приходит значительно меньше. Вчера кинул объявление в группу помощи политзаключенным, сейчас посмотрю, сколько денег пришло на «Яндекс-кошелек»... Последний платеж 500 рублей 4 февраля! Чтобы собирать деньги через интернет, нужно писать людям постоянно. Сейчас мы выясняем, какую поддержку можно оказать задержанным в пакгаузе Варшавского вокзала в феврале».
 
Цель: деятельность «Наблюдателей Петербурга». Содержание штаба, канцелярия, постоянные юрист, программист, пресс-секретарь и другие расходы. «Бюджет, который бы полностью удовлетворил сегодняшние потребности – около 300 тысяч в месяц. Будет меньше – справимся».
Собирается: в декабре 2012 – 103 тысячи рублей,
в январе 2013 – 84 тысячи рубелей, 
в феврале 2013 – 45 тысяч рублей.
Где: группа «В Контакте», членские взносы.
 
Мария Попова, ответственная за фандрайзинг в «Наблюдателях»: «Западная литература по фандрайзингу посвящена тому, как надо обращаться к жертвователям. Российская литература – юридическим аспектам составления грантов. Видимо, почва для фандрайзинга в России еще не созрела. Мы не умеем обращаться к жертвователям, отсутствует культура персональной ответственности граждан за все происходящее в стране. Но я уверена, мы придем к этому».
 
Цель: модернизация сайта «Красивый Петербург», 40 тысяч  рублей на зарплату программиста.
Собрано: 1,5 тысячи рублей.
 
Красимир Врански, координатор «Красивого Петербурга»: «Мы дважды кинули клич в нашей группе «ВКонтакте». Собранных денег, естественно, не хватило. На этом все закончилось. Пока что проектом занимаются волонтеры». Напомним, сайт КП позволяет отправлять жалобы чиновникам по нарушениям благоустройства, протечкам крыш, незаконной торговле и другим некрасивостям Петербурга.
 
Цель: митинг против «закона подлецов», запрещающего усыновление российских сирот американцами, 13 января на Марсовом поле. Аренда звукового оборудования, сцены и транспортные расходы. 
 
Александр Шуршев, активист движения «Весна»: «Деньги небольшие, но это первая на моей памяти акция, проведенная на собранные средства. По закону, политические партии не могут получать финансирование через интернет. Сторонникам «Яблока» (партия, в которой Шуршев состоял до конца 2012 года – «МР») приходилось печатать квитанции, идти с ними в «Сбербанк», стоять в очереди, переводить деньги. Не все хотят раскрывать информацию о себе, поэтому финансирование общественных проектов идет легче, чем политических». 
 
Цель: печать стикеров и листовок «Доброй машины правды» и «РосЖКХ».
Необходимо: 5 тысяч рублей в месяц.
Где собирается: бар «Свобода» на Фонтанке, 129.
 
Даниил Кен, активист движения «Гражданская ответственность»: «Коробочку мы поставили только вчера, сколько соберем денег – судить рано. На печать двух тысяч стикеров об «узниках 6 мая» и 500 листовок о «партии жуликов и воров» тратим порядка 5 тысяч рублей».
 
Мнение социолога

– Почему петербуржцы не очень охотно финансируют общественные и политические проекты?

– Наше общество только начинает постигать некоторые практики, – говорит социолог Роман Могилевский. – Здесь нужны мотивирующие механизмы. Здоровый образ жизни публично одобряется и поощряется известными людьми, которые начинают бегать, заниматься физкультурой. Так и в благотворительности, краудфандинге важно, чтобы лидеры мнений не стеснялись быть примером для населения. Существенно увеличились доходы россиян, но молодые люди, энергичные слои населения пока не могут сформировать ценностный запрос, например, в виде гражданского телевидения. Наконец, у нас не вполне понятные практики финансирования. Возле магазина поставили ящик – я вижу, люди бросают туда деньги, но сомневаются, вдруг магазин увеличивает выручку таким образом.

Для сравнения

Благотворительная организация «Ночлежка» в 2012 году собрала 359 тысяч рублей пожертвований от петербуржцев. Видимо, горожане считают, что сначала необходимо решить жизненно важные проблемы, как положение бездомных на улицах, а потом заниматься общественными и гражданскими инициативами.

 
share
print