Истории

Экскурсии дилетантов. Как зарабатывают в Москве непрофессиональные гиды

Чтобы водить экскурсии по городу и даже зарабатывать на таком ремесле, необязательно иметь диплом гида или справку об окончании профессиональных курсов.

В последнее время в столице именно «гиды из народа» набирают все большую популярность. Большинст­во из них уверяют, что неплохо зарабатывают на таком увлечении: от 40 до 100 тысяч рублей в месяц.

ПОСРЕДНИКИ

. Некоторые интернет-порталы, помогающие найти начинающим экскурсоводам клиентов, берут за свою помощь комиссионные.

Например, так делает питерский сайт sptnik.com, теперь работающий и с московской аудиторией. По словам его руководителя Александра Кима, комиссионный сбор не мешает «народным гидам» хорошо зарабатывать.

Особенно если экскурсия нестандарт­ная. Например, познавательные туры по городским баням, крышам или рюмочным всегда находят клиентов.

Что‑то стандартное привлекает людей реже. Средняя цена подобной экскурсии — 500–700 рублей. В день можно зарабатывать от двух до пяти тысяч. Большинство московских интернет-сообществ денег за поиск клиентов не берут.

ОДИНОЧКА

Ученик одной из средних школ Алексей начал знакомить москвичей с городскими крышами с 15 лет. Фотографии своих живописных путешествий он выкладывал в Интернете и тем самым снискал себе популярность. Поначалу зарабатывать было трудно — не каждый доверит свою безопасность подрост­ку-авантюристу. Но сейчас у Алексея есть постоянный заработок.

К примеру, средняя цена экскурсии по крышам какого‑то одного городского района — 300 рублей. Далее цена растет в зависимости от уникальности экскурсии, ее опасности и сложности.

По словам Алексея, как‑то раз удалось организовать познавательное восхождение к звезде главного здания МГУ. Цена такого тура — 15 тысяч рублей с человека. Тут, ясное дело, надо и охранникам «отстегнуть».

Кстати, экстремальные экскурсии пользуются в Москве огромной популярностью. Дело в том, что устраивать туры по крышам исторических зданий или рассказывать об архитектуре заброшенных промышленных зон для тур­агентств занятие убыточное.

Как рассказали в сообществе экскурсоводов «Лучший город земли», на получение всех разрешений для просветительской деятельности по опасным маршрутам агентству придется выложить более тысячи евро. Поэтому именно эта сфера может являться хлебом для «гидов народных».

Только вот часто возникают проблемы с полицией. Как правило, все заканчивается устным внушением: мол, не надо лазить по опасным цехам или гулять без разрешения по крышам. Но порой приходится и пожертвовать заработанным.

Скажем, за сломанный замок можно подвергнуться административному штрафу или оказаться на несколько суток в кутузке.

У пешеходных экскурсий есть сезонность. Больше всего желающих с апреля по октябрь. Зимой количество желающих посетить такие экскурсии падает примерно в четыре‑пять раз.

Где можно разместить объявление о своей экскурсии:

Сайт zovem.ru. Комиссионные: нет. Портал moscowwalks.ru. Комиссионные: нет.

Портал sptnik.ru. Комиссионные: 18 процентов от стоимости каждого проданного билета.

Рецепт успешной экскурсии

Безопасность. При пешей или велосипедной экскурсии необходимо изучить все места перехода через проезжую часть.

Если экскурсия экстремальная (по крышам или заводским цехам), людей необходимо держать от обрывов на расстоянии не менее полутора метров. Не выходить на крышу в дождь или снег.

Оригинальность. Нужно ознакомиться с рынком и тематикой экскурсий в Интернете. Особо популярными станут маршруты, по которым не водят туристов специализированные агентства. Например, кладбища, промышленные зоны, бандитские места.

Логика. Все интересные факты необходимо систематизировать, чтобы они не обрушились на туристов бессвязным потоком информации.

«Портфель экскурсовода». На жаргоне гидов — это набор картинок и интересных предметов по теме. Так, для архитектурной экскурсии по Москве подойдут изображения того, как выглядела историческая местность ранее.

Предметность. Ни в коем случае не тыкать пальцем в достопримечательность. Экскурсанты могут просто не понять, о чем именно идет речь. Поэтому следует обрисовать интересный объект словами.

Время. Экскурсия не должна продолжаться более двух часов. Иначе устанут и голос, и экскурсанты. Кстати, по словам профессиональных гидов, пенсионеры для таких прогулок более выносливы, чем молодежь.

share
print