Костюмы и реквизит «Ленфильма» решено занести в электронный каталог. Ни много, ни мало – более 150 тысяч единиц хранения костюмерного отдела, сотни тысяч антикварного, бытового и мебельного.
«Ох, не знаю, как мы тут справимся!», - осторожно ступает Валентина Синицына, хранительница бытового отдела цеха подготовки съемок, между полками с телефонами, шпагами, утюгами, кадками, сумками, чемоданами, советскими кассами и молочными бутылками. Тут же бутафорские сосиски с сардельками, буханки, фрукты. «25 лет работаю – на каждых съемках кто-нибудь да попытается откусить!», - смеется она.
В отделе антиквариата та же картина: полки от пола до потолка уставлены подсвечниками, лампами, фужерами, посудой, тут же висят картины, стопочками сложены старинные шторы, пледы, рушники… Елена Климутко, художник цеха подготовки съемок, выдает киношные секреты: книги, канделябры, белье, статуэтки гастролируют по десяткам фильмов одни и те же.
Но подаркам здесь всегда рады. «Бабушка журналы советские «Новый мир» принесла, ей не надо, а нам - даже очень. А вот мешки холщовые, кто-то отдал, 150 штук. Сеном набьешь - и можно прикрыть в кадре «неисторический вид»!», - объясняет она.
Два раза в неделю описывать реквизит помогают студенты Университета кино и телевидения. Процесс идет медленно: каждую вещь нужно описать, сфотографировать, сохранить в базе данных. А только столовых салфеток – сотни…
В костюмерном отделе – стройные ряды военной формы (по родам войск), тут и мундиры из «Звезды пленительного счастья», и гимнастерки, гастролирующие по всем военным фильмам. Правда, пока не нашли места новеньким шинелям из «Белой гвардии» Сергея Снежкина - стоят в сторонке. «Кирзовых сапог настоящих не хватает. Сейчас форма голенища изменилась – зрителя не обманешь. Нейлоновые, кримпленовые вещи из 60-х у нас в дефиците», - говорит Елизавета Пахомова, начальник цеха подготовки съемок.
Отдельно отложены боярские кафтаны (из картины «Александр. Невская битва»). «Это на какой-то фильм отбираете?» - интересуемся. «Нет, на корпоратив!» - услышали в ответ. Побыть вельможей обойдется 800 рублей в сутки. В будущем выбирать наряды можно будет по каталогу в интернете. Услуги проката предоставляют компаниям из сферы шоу-бизнеса.
Но легендарные костюмы и платья здесь неприкасаемы. Скажем, платье Элизабет Тейлор из «Синей птицы» или подлинные дворянские платья и блузки XIX века, случайно купленные когда-то в «комиссионках». Модельеры и художники приходят на них лишь любоваться. Так, на складах «Ленфильма» черпала идеи известный петербургский кутюрье Татьяна Парфенова.
Легендарный реквизит:
- Чайник Золушки из фильма «Золушка» 1947 года по сценарию Евгения Шварца.
- Старинная свечная люстра, снявшаяся почти во всех исторических фильмах, включая «Петр I. Завещание».
- Сервиз на 10 персон, фарфоровый, подлинный, начала XX века, снимался в фильме 1988 года «Собачье сердце» Владимира Бортко.
- Лампа, стояла в кабинете доктора Преображенского в фильме «Собачье сердце».
- Венецианские пажи, стояли во многих фильмах на входе в залы, в том числе в картинах Игоря Масленникова «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» 1980 года.
- Скелет кролика из фильма «Собачье сердце».
- Мундир сенатора из фильма «Русский ковчег» Александра Сокурова, 2001 год.
- Костюм шута из фильма «12-я ночь» 1955 года.
- Костюм графа Федерико (Игоря Дмитриева) в фильме «Собака на сене» Яна Фрида, 1977 год.
- Мундиры из кинофильма «Звезда пленительного счастья» Владимира Мотыля, 1975 год.
- Платье Элизабет Тейлор из фильма «Синяя птица» (режиссеры Евгений Татарский, Игорь Усов) 1976 года.