Истории

Если Путин проснется и скажет: «Действительно, партия жуликов и воров!» – Медведеву придется принять ответственность

Рейтинг президента России Владимира Путина неуклонно падает с весны 2012 года - таковы данные «Левада-центра». «Мой район» попросил петербургского экономиста и политолога Дмитрия Травина порассуждать о сценарии «Путин – вампир»: какова вероятность, что ради сохранения власти он начнет расправляться с нынешними соратниками – Дмитрием Медведевым и набирающим популярность Сергеем Шойгу.

Падение рейтинга Путина невозможно прогнозировать. Его глубина зависит, в первую очередь, от экономических обстоятельств, а с этим у нас серьезные проблемы. Кроме того, не вполне понятно, как влияет на Путина развязанная им же антикоррупционная кампания. Народ, кажется, начинает ассоциировать отдельных коррумпированных чиновников с вертикалью власти в целом. Путин, который стоит на ее вершине, попытается убедить нас, что он – самый честный борец с коррупцией, что он отделен от чиновников. Если фокус пройдет, падение рейтинга президента замедлится. Если народ не поверит (а заодно ощутит всю глубину экономических проблем), рейтинг может упасть до предельно низкого уровня. Это, конечно, не ельцинские 5% в марте 1996 года, но нечто близкое к этому.

Если бы выборы состоялись в феврале 2012 года, за Владимира Путина проголосовало бы 32% респондентов «Левада-центра», за лидера КПРФ Геннадия Зюганова – 8%, за Михаила Прохорова, возглавляющего «Гражданскую платформу», и лидера ЛДПР Владимира Жириновского – по 4%. Лидер фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов получил бы 2% голосов. 23% опрошенных вообще не пошли бы на избирательные участки, а 17% не знают, за кого бы отдали свой голос.
 
Российская экономика в 2012 году выросла на 3,5%. Это в два раза меньше, чем до кризиса. Проблема в том, что динамика внутреннего валового продукта не поспевает за экономическими ожиданиями населения. Путин сам подстегнул ожидания предвыборными и докризисными обещаниями. Он говорил – смотрите, как у нас растут реальные доходы по сравнению с лихими девяностыми. Люди думали, что рост – это его заслуга. На деле спасибо нужно сказать высоким ценам на нефть и газ. Теперь люди ждут, что Путин обеспечит докризисный рост. Наши ожидания все больше идут вразрез с нашими экономическими возможностями, и это тоже сказывается на рейтинге Путина.
 
Удивительно, что при нынешних ценах на нефть мы имеем 3,5% роста. Могли бы и этого не иметь. Других источников роста у России фактически нет. Капиталы уходят из страны, производительность труда не повышается. Новых месторождений нефти и газа не так много, располагаются они все дальше на Востоке: их сложнее разрабатывать. Совокупность этих факторов определяет, что дальнейших перспектив для роста у России нет.
 
Если пожилой человек понимает, что его пенсия растет медленнее инфляции (или совсем чуть-чуть быстрее), вряд ли его утешит, что на невыплаченные ему деньги проводится Олимпиада в Сочи и чемпионат мира по футболу. Такие объяснения работают при фанатичной вере в вождя, которой сегодня практически не осталось. Любой харизматик рано или поздно теряет свою харизму. То, что проблемы Путина нарастают, не означает автоматического падения режима или усиления активности масс. В Советском Союзе годами, если не десятилетиями недоверие к власти сочеталось с пассивностью населения.
 
Как Путин может укрепить свой рейтинг? Вряд ли он возглавит новую перестройку. Скорее, начнется процесс смены элит на манер того, что делал Сталин в 30-е годы, но без расстрелов. Старую элиту отправляли в лагеря, освобождались вакансии для молодых сталинистов. Они получали высокие зарплаты, жилье, пайки и массу других привилегий, становились опорой режима. Путин может разогнать всю коррупционную верхушку – кого-то посадить, другие уедут в свои квартиры в Майами (таких будет большинство). Освободится место для «молодогвардейцев» и бывших «нашистов», которые только этого и ждут. Молодые волки будут благодарны вождю за то, что он разогнал старую элиту и дал им покормиться. Такой маневр укрепит власть, но на очень ограниченный период. 

  • TASS_108484.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС.

  • TASS_137136.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС.

  • TASS_173714.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС.

  • TASS_1481005.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС.

  • TASS_501790.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС.

  • TASS_1659208.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС.

  • TASS_1422379.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС.

  • TASS_3668865.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС.

  • TASS_236806.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС.

  • TASS_291421.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС.

  • TASS_1252772.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС.

  • TASS_3631585.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС.

 
Если Путин теряет рейтинг, то и Медведев, который от него сильно зависит, тоже теряет. Условный модернизационный класс, на который рассчитывал бывший президент, относится к нему с явным презрением. Умные люди видят, что плоды его деятельности ничтожны, и что человек он сервильный. Единственное, на чем держится рейтинг Медведева, – это миф о тандеме. Если Путин во время смены элит захочет нанести удар по «Единой России», если проснется и скажет: «А ведь действительно, партия жуликов и воров!», – Медведев вынужден будет принять на себя всю ответственность. Хотя раньше партию возглавлял Путин. Если все сложится выгодно для власти, и в резких движениях не будет необходимости, Медведев сможет долго просидеть на премьерском посту как человек без всяких амбиций.

Министр обороны Сергей Шойгу обогнал премьер-министра Дмитрия Медведева по популярности среди россиян. Как показал опрос «Левада-центра», если бы выборы президента России проходили в ближайшее воскресенье, то кандидатуру Шойгу поддержали бы 4% опрошенных, тогда как кандидатуру Медведева – только 2%.
 
Рейтинг Шойгу стабильно высокий. В последние месяцы он подскочил, потому что о Шойгу часто вспоминают. Его два раза назначали на новый пост, о нем много говорили, и народ, естественно, вспоминал, кто у нас тайгу тушит и людей спасает. Возможно, через полгода рейтинг опять подсядет. Подпитать с помощью Шойгу рейтинг Путина не получится. Подпитать рейтинг Путина еще никому не удавалось, – только подпитаться им, как «Единая Россия».
 
share
print