Истории

«Аврору» хотят поставить на ход

Вся флотская общественность города взбудоражена планами Министерства обороны поставить на ход крейсер «Аврору». Наполеоновские планы о чуть ли не путешествиях символа революции по Балтийскому морю облетели СМИ. Но до сих пор окончательно судьба крейсера не решена.

Сказано ходить

Напомним, в июне 2012 года ЗакС Петербурга попросил президента Владимира Путина вернуть корабль в состав ВМФ (выведенный из него в 2010-м), что лучше обеспечит его сохранность. В январе 2013-го в эфире телеканала «Россия» министр обороны РФ Сергей Шойгу поручил воссоздать крейсер «Аврора» в первозданном виде и поставить судно на ход. «Сейчас мы смотрим, а как поставить на ход, чтобы судно могло ходить, а не стоять. …Если восстанавливать, то в первозданном виде - с паровыми котлами. Если… есть такие возможности, то будем восстанавливать», - сказал Сергей Шойгу.

На предварительный ремонт планируется выделить 400 млн рублей, он займет один год, но в дальнейшем, по сообщению министерства, до 2017-го года, «Аврору» нужно будет превратить в ходовой учебный корабль, потратив на него 7 млрд рублей.

«Мы категорически против такой реконструкции! – от имени петербургских моряков открыто заявил в интервью «МР» Игорь Курдин, председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников, советник губернатора Петербурга по проблемам флота. «Паровые котлы в наше время обойдутся в сумасшедшие деньги. Да и чтобы выпустить «Аврору» в плавание, ее нужно будет переоснастить так, что она потеряет свой исторический облик! На эти 7 млрд можно построить два новых учебных корабля». Чтобы судно получило право на выход в море, оно сегодня должно соответствовать многим требованиям, которые с историческими деталями не совместимы, утверждает главный подводник города.

 

Ремонт, этап первый, 2013 - 2014

Сейчас корабль обследуется сотрудниками «Северного проектно-конструкторского бюро» и судостроительного завода «Северная верфь» - составляется план ремонта, делается опись всего, что требует замены, изучается вопрос буксировки с учетом течения и размеров фарватера. Нужно продумать и как отсоединить «Аврору» от стоянки, с которой она связана коммуникациями. К тому же, до сих пор официально корабль не переведен в ведение ВМФ и не создана официальная комиссия по ремонту.

Предложение петербургских подводников таково: подготовить крейсер к буксировке на завод «Северная верфь» ко Дню ВМФ (последнее воскресенье июля 2013 года) и в канун праздника торжественно поставить ее во главе строя кораблей. Развести Дворцовый и Благовещенский мосты, затем красиво, на глазах у петербуржцев отбуксировать к месту ремонта.

За год «Аврору» приведут в порядок – заменят арматуру, части корпуса, водоотливные системы, систему охлаждения, внутреннее убранство и многое другое. Отремонтируют и стоянку «Авроры» у Петроградской набережной. Все это займет 12-13 месяцев.

«Хорошо бы также торжественно вернуть корабль на место стоянки в день ВМФ. К тому же, 1 августа 2014 года - дата начала Первой мировой войны, а крейсер – единственный в России сохранившийся корабль – участник тех событий» - отмечает Курдин.

На этом предлагается и закончить. «Надо будет расширить экспозицию музея и подумать о создании на базе крейсера учебной базы для юных нахимовцев и кадетов. Пусть ребята сменами по 10 дней учатся вязать морские узлы, нести вахту, поднимать флаг. Но, конечно, корабль будет открыт для музейного посещения».

Но решать дальнейшую судьбу судна – ставить ли «Аврору» на ход или нет – будет Верховный главнокомандующий, то есть, Владимир Путин. Свои соображения моряки отправили в Министерство обороны и губернатору Петербурга Георгию Полтавченко.

 

История с дном

«У «Авроры» нет дна!» - таков один из петербургских мифов. История с днищем началась еще в 1944 году, когда было решено поставить обстрелянный за годы войны корабль на вечную стоянку у Нахимовского училища. Обнаружилось, что дно у крейсера прохудилось и проржавело. Было решено залить дно изнутри бетоном слоем 8-15 сантиметров. Водотечь прекратилась и появилась дополнительная устойчивость.

Через 30 лет снова встал вопрос ремонта. Но обнаружилось, что бетон буквально сросся с металлом. Тогда сотрудники «Северного ПКБ» и завода имени Жданова (сегодня – «Северная верфь») приняли трудное решение – вообще отрезать подводную часть корабля до ватерлинии.

По оригинальным чертежам была изготовлена новая нижняя часть корпуса. Старую же часть корабля отвезли в Лужскую губу – там планировали создать филиал Центрального военно-морского музея. Планы не осуществились, а старое днище «Авроры» так и находится в полузатопленном состоянии.

 

А был ли выстрел?

Сегодня до сих пор историкам неизвестно, был ли на самом деле  выстрел с «Авроры», послуживший началом штурма Зимнего дворца 25 октября 1917 года.

По версиям ряда советских историков, в 21:40 из бакового орудия «Авроры» был произведён один холостой выстрел, оказавший психологическое воздействие на матросов. По данным историка Мельгунова, штурм начался 25 октября около 21:00 с сигнального холостого выстрела из Петропавловской крепости. А по информации историка В. Т. Логинова, вообще никакого выстрела не было.

Окончательно миф о вестнике революции закрепился благодаря фильму «Ленин в октябре» 1937 года, где снимался крейсер. «Аврора» выстрелила, матросы побежали, народ понял, что так и было.

 

Справка

Бронепалубный крейсер 1-го ранга «Аврора» был заложен в сентябре 1896 года в Новом Адмиралтействе (сейчас - ОАО «Адмиралтейские верфи»), спущен на воду в мае 1900 года. При длине 126,8 метра, ширине 16,8 метра и осадке 6,4 метра корабль мог развивать скорость до 19,2 узла, а дальность его хода составляла около четырех тысяч миль.

«Аврора» участвовала в походе по Средиземному морю 1903 года, в составе Второй Тихоокеанской эскадры ходила на Дальний Восток, участвовала в Цусимском сражении, участвовала в боевых действиях Первой мировой войны.  Во время ВОВ изрядно потрепанную «Аврору» включили в систему противовоздушной обороны Кронштадта.

share
print