Истории

В Петербурге коммерсанты захватывают подвалы домов, принадлежащие жильцам

Захват подвалов в центре Петербурга – бедствие для жильцов, перспективная тема для юристов и скользкое место для малого бизнеса. Из всех владельцев приватизированных квартир только единицы знают, как бороться за свою собственность, к которой подвалы также относятся. Хоть и не целиком. Специалисты-градозащитники уверены: подвалы захватываются с нарушениями закона практически во всех случаях.

В четырех центральных районах Петербурга - порядка 11 тысяч зданий, и минимум в каждом десятом подвал облюбовали коммерсанты.

Первое место в перечне «подвальных» заведений занимает, естественно, общепит. Второе – магазины типа «1000 мелочей». Третье – продуктовые магазины. А вот офисов – совсем мало. В кварталах попроще подвалы занимают склады. Есть подвалы, которые под склады и были сконструированы, но таких единицы. И в любом случае, право на общедомовые территории – чердаки, лифты, подвалы и лестничные площадки (а в некоторых домах сохранились даже колясочные) – принадлежат всем владельцам приватизированных квартир в пропорции, равной метражу их квартиры. Зная это, остается только удивляться: как у нас еще умудряются заселять подвалы - ведь в доме наверняка находится хотя бы одна приватизированная квартира. Специалисты говорят: все делается за взятки.

«Иногда удается договориться, - говорит активист Никита Сорокин. – Вот меня позвали урегулировать конфликт на улице Правды, 12. Там идут работы в подвале, а на первом этаже – квартиры и музей бабочек. Бабочки страдают от ремонтных шумов, ну и люди тоже. Пока все закончилось полюбовно. Владельцам квартир обещали показать разрешительные документы. Да они и не имеют ничего против подвальных жильцов, только боятся, что дом рухнет из-за перепланировки. Если окажется, что строительство не угрожает коммуникационным сетям, с жильцами, думаю, смогут договориться.

Мне известен случай, когда в одном подвале разместили тренажерный зал, а человеку, живущему прямо над ним, конечно, не нравилось слушать, как кидают железо. Тогда ему тоже подарили тренажер, и все уладилось».

Никто из опрошенных «МР» экспертов не смог вспомнить ни одного случая, когда подвал занимали бы с ведома и согласия всех жильцов. «Дело в том, что занимать подвал только с согласия собственников распорядился еще первый мэр Анатолий Собчак, - напомнила Светлана Цилева, глава Антимансардной коалиции. – Затем губернатор Яковлев поправил закон, и получать в аренду подвал стало возможным без чьего-либо согласия. А мы оспорили эту поправку в Верховном суде и выиграли. Только мало кто об этом знает, вот горожане и не отстаивают свои права, когда подвал оперативно переводят в нежилой фонд. И все это очень лакомые места, где живут непростые люди. Например, подвал на углу Караванной и Итальянской не удалось пока отстоять, хотя в этом доме живет отставной крупный городской чиновник. На Малой Конюшенной, 12, был спор вокруг подвала и чердака, так там истица даже до Страсбурга дошла. На Миллионной, 12 забрали подвал, на Муринском, 13 – да мало ли адресов… На 15-й линии Васильевского пробили дыру в капитальной стене.

Сценарий один и тот же: заказывают в проектно-инвентаризационном бюро экспертизу, которая дает заключение о том, что все трубы и прочие коммуникации в доме – транзитные, арендатор не будет угрожать состоянию домовых сетей, значит, подвал можно переводить в нежилой фонд, что КУГИ и делает. И все это можно было бы оспорить, если бы не одно но: техническая документация по всем этим подвалам хранится в сейфах того самого ПИБ, которое выдает заключение».

Стоит отметить, что закон четко разделяет понятия «подвал» и «цокольный этаж» - собственностью жильцов являются именно подвалы. Подвалы тоже можно оприходовать, но только после общего собрания жильцов. Теоретически любой занятый подвал может стать поводом для иска и расторжения договора аренды – если будет доказано, что никакого собрания жильцов не было. Замеры – где расположена планировочная отметка – делает ПИБ.

По словам юриста Андрея Маркова, «сожительство» бизнеса и простых горожан в одном доме вполне может выглядеть как удобный, взаимовыгодный симбиоз – но лишь до того момента, когда потребуется делать коммунальный ремонт. Казалось бы, арендаторы выгоняют из подвала крыс и блох, ставят хорошую вентиляцию. А потом жилкомсервис хочет установить теплосчетчики и счетчик на воду для общедомовых нужд, а добраться до труб не может.

Кстати, подвалы, занесенные в госреестр до того, как в доме была приватизирована первая квартира, так и остаются в госсобственности, и с ними можно делать что угодно. Недавно КУГИ стало предлагать их в аренду самим жителям. То есть товарищество собственников жилья может, к примеру, арендовать метры в подвальном помещении своего же дома, чуть подняв квартирную плату, а потом сдать эти метры в субаренду или разместить в помещениях детский центр для самих же жильцов или иное культурное заведение – тогда стоимость аренды будет меньше.

share
print