Истории

Выбираем стандарты школьного учителя: ай-ти подкованный, любящий мигрантов, контролер и психолог

Правительство России планирует подвести учителей под единые стандарты. Подпадают ли под них современные преподаватели Петербурга? Опрошенные «Моим районом» родители школьников считают, что учителя работают в обстановке дурдома - и их стоит пощадить. Сами учителя признались, что многие их коллеги далеки от идеала: читают нравоучения ученикам вместо преподавания своего предмета, а от всех нововведений бегут, как черт от ладана.

 

Министерство образования России опубликовало на своем сайте проект профессионального стандарта учителя – перечня навыков, компетенций и нравственных особенностей работников школ, по которым в будущем будут оценивать их труд. Стандарт для профессии впервые разрабатывается на столь высоком уровне. Происходит это потому, что в Трудовом кодексе появилась новая статья – о квалификации работника. Подобная практика, скорее всего, распространится на другие профессии: отныне важен не только стаж работника, наличие у него грамот и похвал, но и что конкретно он умеет делать.

Нормы, прописанные в документе – общенациональные, а значит, несколько усредненные. Но могут дополняться региональными требованиями и внутренними стандартами школ. Помимо стандартных навыков (учитель математики должен уметь решать задачи, а учитель русского языка – писать грамотно), в профессиональном стандарте есть новаторские моменты.

В частности, учитель должен проводить с учениками лабораторные эксперименты и ходить на «полевую практику», должен включать в образовательный процесс всех учеников (одаренных, с ограниченными возможностями и детей мигрантов), должен пользоваться всеми достижениями информационных технологий, вплоть до 3D-принтеров, владеть методами музейной педагогики, понимать детей и контролировать атмосферу в классе. Из-за обилия слова «должен» проект профессионального стандарта критически восприняли многие педагоги.

«Мой район» узнал у молодых школьных учителей, соответствуют ли они и их коллеги указанному стандарту.

Максим Иванцов, правозащитник, школьный учитель обществознания и истории:

«Половину урока учителя привыкли тратить на формальные разговоры о поведении: как плохо курить в туалете, как плохо ругаться матом и главное - в какой одежде ученикам следует ходить. С одной стороны, это важно. Но гораздо важнее, на мой взгляд, говорить с учениками о гуманистических ценностях, о порядочности. Меня очень раздражает, что для многих учителей внешний вид важнее ценностей. Одно дело – при всем классе позорить ученика за «неправильные» штаны или рубашку. Другое дело, отвести ученика в сторонку и дружески намекнуть ему. Впрочем, о моральных ценностях учителей тяжело говорить после того, как они массово фальсифицировали выборы.

Учитель должен готовиться к каждому уроку, должен владеть интерактивными методами обучения, а не диктовать лекцию по общим вопросам, как сто лет назад. Общество шагнуло далеко вперед, знания постоянно устаревают, их становится все больше, а у нас формулировки во многих учебниках не менялись с 60-х годов прошлого века. По гуманитарным предметам - получше, а по техническим – совсем плохо. Понятно, что учитель должен соблюдать программу, но в нее можно вдохнуть какую-то жизнь, осовременить. Есть методики, которые помогают учителю делать нормальные вступления в начале урока, объяснять ученикам, чего они достигнут, мотивировать их. Одним словом, нужно планировать занятие.

Несмотря на то, что техническое оснащение в школах за последние 10 лет сильно улучшилось, осталась множество проблем. В ряде школ не хватает учебников. Они по закону должны быть, на них не выделяются деньги. Стоят интерактивные доски, учителя не умеют ими пользоваться. Наконец, во всех школах пытаются заблокировать «вай-фай». О каком обучении детей-инвалидов в общеобразовательных школах можно говорить, когда школы построены так, что инвалид просто не поднимется по ступенькам?!»

Наталья Петрова, учитель физкультуры с красным дипломом филфака СПбГУ:

«Я с детства занимаюсь спортом и решила попробовать себя в качестве тренера. Помимо школы у меня есть основная работа. Когда учителя увидели мой диплом бакалавра, они вцепились в меня, словно я луч света в темном царстве, и предложили вести литературу, английский, русский... Сказали: «Все отдадим, вплоть до домашнего обучения». Я говорю: «У меня никакого опыта, квалификация минимальная». Неужели, чтобы устроиться в школу, достаточно быть молодой, активной и образованной? Кажется, среди учителей вообще нет конкуренции.

Главное, с чем я столкнулась, – учителя не интегрированы в большой мир. Любые нововведения воспринимают в штыки, с каким-то иррациональным страхом. Например, мы хотим делать в школе спортивный клуб, куда вовлекались бы дети с родителями. Я была поражена реакцией учителей: спустили какой-то проект, что же делать, а положим-ка мы его под сукно! Нет у них энтузиазма и драйва. Наверное, потому что государство не обеспечивает хорошие условия работы. 

Два года назад я пришла в молодежное движение, хотела сделать что-то полезное для своего поколения. Поняла, что говорить со сверстниками о ценностях поздно, они в этом плане уже сформировались. Поэтому я пошла работать в школу. С детьми можно работать, говорить с ними не о политике, а о каких-то более важных вещах».

Родители

«Мой район» предложил пользователям популярного форума петербургских родителей оценить, насколько учителя в школах, где учатся их дети, соответствуют новым критериям Министерства образования. Оказалось, либо критерии не такие уж новые, либо планка петербургских учителей по-прежнему на высоком уровне.

«Все это – стандартный набор современного учителя. Большинство учителей владеют перечисленными навыками, даже не осознавая, что их работу можно разделить на такие пункты. В нашей школе таких учителей 95%. Другой вопрос – это оплата бесконечных курсов повышения квалификации. Оклад учителя начальных классов высшей категории (по новой аттестации) с 20-летним стажем – 22-23 тысячи рублей. Предполагаю, что у молодых специалистов гораздо меньше. А требования к учителям все выше и выше. Оно того стоит?»

«В работе учителя есть какие-то плюсы, в частности, – продолжительность рабочего дня. Даже с учетом домашней работы, подготовки к урокам, дежурств по школе и прочей неоплачиваемой нагрузки получается как-то маловато. Лично меня неоплачиваемая нагрузка отпугивает при мысли о возвращении в государственную школу. Если вам чего-то не хватает в учителях, давайте обсудим, чего не хватает учителям».

«Я представила, что в классе 30 человек и среди них – одаренные, с ограниченными возможностями, со специальными потребностями и еще парочка по-русски плохо понимает... лучше сразу в дурдом».

«В этих требованиях ничего нового – они давно действуют в рамках аттестации. Я все это умею и даже больше. Мои коллеги тоже».

Введение профессионального стандарта учителя планируется с 1 сентября 2014 года. До этого момента все желающие могут предложить свои поправки в документ. Правда, на сайте Минобразования не сказано, куда их нужно направлять.

share
print