Истории

«По-настоящему Путин терроризировал разве что Северный Кавказ. Вот где может появиться новый комсомол»

Прокремлевскому молодежному движению «Наши» предстоит ребрендинг: в Кремле решили отказаться от названия, из-за которого активистов движения пренебрежительно называют «нашистами». Теперь передовые отряды прокремлевской молодежи будут называться «Всероссийское сообщество молодежи» или ВСМ – почти ВЛКСМ. Удастся ли власти после этого ребрендинга заручиться поддержкой российских юношей и девушек, по просьбе «Моего района» размышляет историк и журналист Даниил Коцюбинский.

 

«Наши», «Россия молодая», «Идущие вместе» – вся эта солянка из молодежных движений, все попытки рекрутировать из молодежи «черные сотни» наподобие дореволюционных промонархических движений, провалились. Среди студентов стало неприличным признаваться, что они состоят в одном из прокремлевских движений. За четыре года работы в университете я встретил всего одну убежденную сторонницу Путина – неглупую девушку державных взглядов. Тем не менее, власть не оставляет попыток организовать общество в целях поддержки самой себя, что воскрешает в памяти известную байку про барона Мюнхгаузена, который сам себя вытащил из болота за косичку. 
 
Этот эксперимент уже известен из истории России. В 1905 году советникам Николая II казалось, что можно помочь «здравым» ультраправым росткам в обществе, которые в дальнейшем помогут отразить революционный либеральный натиск. Так и проэкспериментировали до 1917 года. Причем ставку делали на самых верноподданных правых крикунов – тех, что «за веру, царя и Отечество». Вменяемые центристы, готовые поддержать Столыпина на пути умеренных либеральных реформ, им оказались не нужны, как и сам Столыпин. Денег на крикунов потратили море из секретного фонда Департамента полиции. Те писали отчеты о десятках тысяч черносотенцев, заваливали царя верноподданническими телеграммами, создавая иллюзию народной поддержки.
 
Но это была иллюзия. В феврале 1917 года ударил колокол времени. Никто не поддержал царя в революционной ситуации – ни генералы, ни массы, от имени которых выступали лидеры черносотенцев, ни молодежь, ни даже дворники. Только городовые пытались оказать сопротивление. Их быстро перестреляли революционные повстанцы. Абсолютный провал. Такой же провал ждет нынешнее правительство.
 
В этом я не сомневаюсь ни секунды. Строить новый комсомол в условиях интернета, когда общество занимается бесконечным самоинформированием о глупостях и гадостях власти, невозможно. Новый комсомол – если понимать под ним реальную тоталитарную затею – предполагает большой террор. Террор не производится по щелчку пальцев – это тоже работа. Нужно отвыкнуть тырить мелочь по карманам, наживаться на Олимпийских играх в Сочи и прочих «Гунворах». И начать арестовывать людей: не десятками, а массово. Под тоталитарную диктатуру никто в Кремле не подпишется. Поэтому будет растыривание денег, а не новый комсомол.
 
Студенчество настроено резко оппозиционно к власти. В декабре 2011 года лидеры протеста не смогли предложить студентам программу, в рамках которой они могли бы аккумулировать свою энергию. Я помню тогдашнее воодушевление в университетских аудиториях и вижу, как теперь молодежь разочарована в лидерах протеста. Мы даже не представляем, насколько решительно они настроены против власти. Когда произойдет новое накопление протестной энергии, станет ясно, что все селигеровские усилия Кремля бессмысленны.
 
Зачем Кремлю молодежные движения? Принято считать, что режим, думающий о своем будущем, должен опираться на молодежь. Нынешний режим опирается на пенсионеров, но не афиширует это позорное с точки зрения его перспектив обстоятельство. Власть, которая потеряла остатки иллюзии о том, что ее поддерживает молодежь, очень скоро начинает раскалываться от страха, терять веру в саму себя. Ускоряется эрозия внутри власти. Повторение китайской революции 1968 года, когда молодые хунвейбины в едином порыве поддержали многолетнего правителя Мао, в России невозможно. Для этого Путину нужно, чтобы его испугались. А первые десять лет своего правления он по-настоящему терроризировал разве что Северный Кавказ. Вот там политическое поле для появления комсомола выполировано. 

***
Движение «Наши» создано в 2005 году по воле администрации президента путем реорганизации «Идущих вместе». Лидером (сначала официальным, затем - неформальным) «Наших» был глава Росмолодежи Василий Якеменко, безуспешно пытавшийся в 2012 году зарегистрировать свою партию. Организация «содействия развитию суверенной демократии» (полное наименование «Наших») запомнилась многочисленными акциями против «оранжевой угрозы». Так, в 2010 году активисты на «Русском марше» топтали портреты «врагов России» – известных правозащитников, журналистов и политиков. Поддержку движению высказывал известный норвежский террорист Андерс Брейвик.
 
share
print