Истории

В метро Петербурга меняют эскалаторы: станет лучше или хуже

Комитет по транспорту Смольного модернизирует эскалаторы петербургского метро. В 2013 году обновление ждет десять эскалаторов – по три на станциях «Электросила» и «Сенная площадь» синей ветки, четыре на «Гражданском проспекте» красной ветки. Петербуржцы отнеслись к новостям настороженно. «Мой район» выяснил, нужно ли бояться новых эскалаторов.


До 15 декабря 2013 года планируется реконструировать системы управления и кабины операторов эскалаторов, что, как надеются власти, сделает их более надежными и безопасными для пассажиров. Специалисты Комитета по транспорту утверждают – вероятность сбоев в работе эскалаторов на выбранных станциях будет сведена к нулю. Начальная (максимальная) стоимость работ оценивается в 40 млн рублей. Итоги конкурса среди подрядчиков станут известны 13 марта.

  • _MG_4122__580_kit.JPG

    «Площадь Мужества». Фото: Роман Киташов.

  • _MG_4126__580_kit.JPG

    «Площадь Мужества». Фото: Роман Киташов.

  • _MG_4128__580_kit.JPG

    «Площадь Мужества». Фото: Роман Киташов.

  • _MG_4131__580_kit.JPG

    «Площадь Мужества». Фото: Роман Киташов.

  • _MG_4132__580_kit.JPG

    «Площадь Мужества». Фото: Роман Киташов.

  • _MG_4134__580_kit.JPG

    «Площадь Мужества». Фото: Роман Киташов.

  • _MG_4136__580_kit.JPG

    «Площадь Мужества». Фото: Роман Киташов.

  • _MG_4139__580_kit.JPG

    «Площадь Мужества». Фото: Роман Киташов.

  • _MG_4140__580_kit.JPG

    «Площадь Мужества». Фото: Роман Киташов.

  • _MG_4141__580_kit.JPG

    «Площадь Мужества». Фото: Роман Киташов.

  • _MG_4146__580_kit.JPG

    «Площадь Мужества». Фото: Роман Киташов.



Ранее правительство Петербурга отремонтировало эскалаторы на станции «Кировский завод» (работы завершились в феврале 2013 года), «Достоевской» (14 января), «Политехнической» (24 декабря) и «Фрунзенской» (11 декабря). В 2013 году на ремонт закроются «Пушкинская» и «Нарвская». Когда это произойдет и как долго станции будут недоступны, еще не определено. 5 января, как известно, на 11 месяцев закрылась «Петроградская».

К ремонту эскалаторов в Петербурге привлечено пристальное внимание после случая со «Спасской» в апреле 2010 года, когда три из четырех эскалаторов, спроектированных ООО «Конструктор» и произведенных ЗАО «Универсалмаш» (дочернее предприятие Кировского завода), вышли из строя с разницей в один день, в результате чего один пассажир повредил ногу. Скандал с эскалаторами, спроектированными «Конструктором», в феврале 2013 года разгорелся в Нижнем Новгороде: местные власти собираются демонтировать три спуска на только что открывшейся станции «Горьковская» и подают в суд на подрядчика. Эта же компания победила в конкурсе на ремонт эскалаторов на «Нарвской» в Петербурге. Во всех случаях «Конструктора» обвиняют в нарушениях безопасности. Во всех случаях компания валит вину на чиновников.

Кто будет делать новые эскалаторы на «Электросиле», «Сенной» и «Гражданском проспекте» пока неизвестно. Однозначного лидера в производстве эскалаторов в России не осталось. Многолетний монополист, петербургская компания «ЭЛЭС» скомпрометировала себя после поломок на «Адмиралтейской» в начале 2012 года. Поэтому в Московском метрополитене привлекают в качестве подрядчиков иностранные заводы, в Петербурге – украинские.

Срок службы эскалатора составляет 50 лет. Однако в случае удовлетворительного состояния механизмов, специальная комиссия дает разрешение на его дальнейшее использование. В частности, полвека уже исполнилось машинам на «Пушкинской» и «Электросиле». Скорость движения лестниц, по правилам, не должна превышать 0,75 метров в секунду.

«Если посмотреть, когда были открыты станции на первой и второй (красной и синей) ветках метрополитена, становится понятно – везде, где возможно, эскалаторы нуждаются в модернизации», – поделилась заместитель генерального директора НИИ территориального развития и транспортной инфраструктуры Елена Носова. В безопасности на движущихся ступенях метрополитена чувствует себя директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин: «Эскалатор – это очень надежная машина. Во всех больших метрополитенах, включая петербургский, регламентные работы по поддержанию подъемных машин в рабочем состоянии отлажены десятилетиями. Ходить по улицам опаснее примерно в тысячу раз».

Почему знакомые нам массивные эскалаторы не заменить на маленькие и быстрые, какие обычно используются в торговых центрах? «Метрополитен строили не только как транспортный, но и как мобилизационный объект на случай мировой войны, – продолжает Михаил Блинкин. – К счастью, ни в одном торговом центре такой эскалатор не нужен. И трафики в торговых центрах существенно отличаются от метрополитеновских. Грубо говоря, тонн наших с вами тел метро перевозит гораздо больше. А поломки, которые бы угрожали безопасности, к счастью, редки».

Основная причина поломок эскалаторов – спешка при введении в эксплуатацию, конструкторские ошибки в современных моделях и несогласованность между метростроителями, чиновниками и производителями движущихся лестниц. Травмы на эскалаторах чаще всего возникают при резкой остановке движения. Среди прочих претензий, которые предъявляются к эскалаторам, – их неприспособленность для инвалидов.

Гарантии того, что производитель будущих эскалаторов для Петербургского метро, окажется компетентным настолько, что сотни тысяч бюджетных рублей не придется тратить на ремонт только что открывшихся эскалаторов, – нет.

Что в Петербургском метрополитене не работает сейчас:

«Лесная» – по рабочим дням с 17:30 до 19:00 вход ограничен.
«Петроградская» – закрыта на капитальный ремонт.
«Невский проспект-2» (канал Грибоедова) – по рабочим дням с 7:30 до 10:00 и с 16:00 до 18:30 закрыт на вход.
«Технологический институт-1» – работает по рабочим дням и в субботу.
«Достоевская» и «Пл.Ал.Невского-2» – работают только по рабочим дням.

Ремонт эскалаторов на станциях:

«Лесная» – с 25.01.2013 по 02.04.2013
«Достоевская» – с 18.01.2013 по 20.03.2013
«Спортивная» – с 05.02.2013 по 08.04.2013
 

share
print