Истории

Что может заставить российских автомобилистов и пассажиров пристегиваться ремнем безопасности

Наказание за непристегнутый ремень безопасности в России будет увеличено. Эксперты говорят, что одним повышением штрафа отделываться нельзя, хотя это очень эффективная мера, а нужно показывать больше социальной рекламы по ТВ, и объяснять преимущества ремня всем, даже тем, кто никогда не сядет за руль, с самого детства. Штраф, скорее всего, поднимется до тысячи рублей (сейчас – 500 для водителя и 200 для пассажира).

В разговорах автомобилистов штраф за ремень еще называют штрафом за яму с навозом. Имея в виду: не суть важно, какое наказание прописано в кодексе за прыжок в яму с нечистотами. Все равно нормальный человек этого делать никогда не станет. Точно так же как не станет ездить без ремня. Но так говорят те, кто пристегивается на передних сиденьях. А про задних пассажиров и не вспоминают. Хотя по ТВ одно время крутили ролик с таким сюжетом: папа и мама, пристегнутые, сидят на передних креслах. Ребенок, без ремня и кресла – на заднем, причем, посередине. Резкое торможение, удар… Потом та же самая вроде картинка, но ребенка уже нет сзади, и вообще на белом свете.

Петербуржцы считаются дисциплинированными водителями – сказывается близость с Финляндией. У нас раньше всех стали ездить днем с ближним светом (7-8 лет назад), пропускать пешеходов (5-6 лет назад), и использовать ремни на передних сидениях мы худо-бедно научились. На задних по-прежнему пристегиваются единицы, но повышать штраф за задний ремень у нас пока не собираются. Сейчас пока не известно, насколько возрастут санкции, но на Украине штраф только что подняли с 500 до тысячи, а в России перед новым годом увеличили наказание для мотоциклистов за катание без шлема. Это такая же яма с навозом. С 500 до 1000. В Финляндии штраф за такое нарушение зависит от годового заработка нарушителя.

«Я считаю, в России только тогда штрафы станут эффективными, когда их размер будут определять, исходя из стоимости автомобиля. У нас даже безработный может ездить на «мерседесе», потому что на самом деле его доходы очень даже неплохи, - говорит Владимир Моисеев, директор школы экстремального вождения. – Для него и пять тысяч – смех, а не наказание. Для водителя старых «жигулей» адекватным будет штраф в 500 рублей. Вот в Финляндии глава компании «Нокия» попался на превышении скорости, заплатил 150 тысяч евро штрафа. Не подействовало. При повторном нарушении заплатил уже 250 тысяч евро. И больше уже не попадался».

Опросы среди автомобилистов показывают, что примерно четверть пассажиров не пристегиваются на задних сидениях. 10 процентов – нигде и никогда. Половина водителей и пассажиров используют ремень всегда и всюду, остальные – по обстоятельствам.

Инструкторам автошкол и водителям-пассажирам оперативных машин (пожарная, скорая, милиция) разрешали не пристегиваться аж до 2010 года. Вообще откуда взяться культуре пристегивания, если у нас до недавнего времени пассажирам такси официально было разрешено ездить непристегнутыми даже на переднем сидении? Отмена этого правила примерно совпала со всеобщей автомобилизацией в начале 2000-х. То есть бывший пассажир такси сам садился за руль и… Лет десять ушло на то, чтобы хоть как-то окультуриться самому и начать окультуривать пассажиров. В ГИБДД МВД недавно провели соцопрос населения и выяснили: 29 процентов водителей просят пассажира пристегнуться, когда тот садится спереди, 38 процентов пристегивают всех, даже задних. 21 процент – что никто никого не просит. Для того, чтоб приучить водителя к новому правилу, все средства были хороши. Например, в блогах одно время гуляла страшная история: водитель вез случайного знакомого, тот не стал пристегивать ремень, несмотря на просьбы. Произошла авария, пассажир получил тяжелые травмы, а потом отсудил немалые деньги у малознакомого водилы, хотя тот не был виноват в столкновении. Якобы шофер не имел права везти непристегнутого пассажира, значит, должен нести ответственность. Потом выяснилось, что история была фальшивкой.

«Я вам расскажу другую жуткую историю, - говорит Моисеев. – Стояла машина на светофоре. Город, ехать недалеко, скорость в любом случае будет небольшая, и пассажир пристегиваться не стал. И в нее сзади на огромной скорости влетает «пятая бэха». Сила удара была такова, что передние аэрбэги не сработали, а лопнули. И этот бедолага со своего переднего сидения вылетел вперед через лобовое стекло… Я считаю, все это нужно показывать по телевизору, делать пропагандистские ролики, в том числе – жесткие, даже если там кровь… Вернее, надо делать разные, и днем показывать ролики с юмором, а ночью – с жестью.»

Видеоролик с черным юмором тоже всем известен: это когда в машине едет семейная пара: жена-пассажирка скандалит, муж-водитель спокойный как удав, но мы-то знаем, что скоро машина попадет в ДТП, пристегнутый водитель уцелеет, а неосторожная стерва-жена улетит. Но чаще всего – и у нас, и в Европе крутят обычные трагические ролики, которые рассчитаны, в основном, на женщин. Жестокое кино любят показывать в автошколах.

По словам Моисеева, в 95-98% всех ДТП ремни безопасности играют спасительную роль. В 2-5 процентах случаев не спасают, а губят.

«С трудом представляю такое экстремальное вождение, когда водителю нужно иметь возможность срочно выскочить из салона, а ремень его не спасет, а задержит, - говорит депутат ЗакСа Александр Кобринский. – Серпантина у нас нет, а там, где есть, стоят отбойники… Разве что катание по льду на заливе. В войну грузовики, что шли через Ладогу, вообще были без дверей, чтобы водитель мог сразу соскочить. Сам я всегда пристегиваюсь и пассажирам напоминаю. Петербуржцы приучаются ездить с пристегнутыми ремнями. У нас вообще раньше других начинают приобщаться к цивилизации: стали включать днем ближний свет, пропускать пешеходов. Потому что в Европу часто ездим. Осталось научить пристегиваться задних пассажиров. Если не прекращать пропаганду и штрафы, рано или поздно ремнями будут пользоваться все, даже в общественном транспорте».

share
print