Истории

Леонид Гозман: «В России и гланды удаляют специфическим образом – традиция такая»

Лидеры почившей в бозе партии «Союз правых сил» неожиданно вызваны на допрос в Следственный комитет. Оказывается, известный блогер Алексей Навальный в 2007 году, не будучи таким уж известным, похитил у них десяток-другой миллионов рублей из избирательного фонда. Никита Белых, Леонид Гозман и Мария Гайдар хором заявляют, что к Навальному у них претензий нет, и упорство СК в делах пятилетней давности достойно лучшего применения. Беспрецедентную детективную историю «Моему району» объяснил политик (в 2007 году – первый номер петербургского списка СПС) Леонид Гозман.

– Леонид Яковлевич, вам когда-нибудь приходилось бывать на допросе? Что удивило в вопросах, действиях следователя?

– Лет десять назад меня допрашивали в Генеральной прокуратуре. Следователи занимались одним экономическим делом, а поскольку я работал в «РАО ЕЭС России», думали, что могу быть им полезен. Недавно проходил потерпевшим по уголовному делу – мою машину ограбили. Такого опыта, как сегодня (в понедельник, 4 февраля, на допросе в Следственном комитете – прим. «МР»), у меня еще не было. Все понятно и предсказуемо. Знал, что надо хорошо подготовиться, знать свои права, нанять адвоката (удовольствие не из дешевых, но стоит того), иначе тебя обманут, оставят в дурацком положении. Я убедился, что дело Алексея Навального политически мотивировано. Оно не имеет отношения к защите прав граждан, охране общественного порядка – это инструмент политической вендетты.

Это очень печально. Не для этого мы платим налоги. Функция государства – это безопасность и справедливый суд. Власть считает, что конфликты можно снимать угрозами, шантажом, враньем на телевидении. Рано или поздно это затронет каждого из нас. Я защищаю Навального не потому, что во всем с ним согласен. В чем-то мы расходимся категорически. Просто когда сажают за политику – это всех касается. Страны, которые шли по такому пути, плохо кончили.

Государство – это монополия на насилие. Власть раздает оружие каким-то казакам-самозванцам, те избивают противников закона «о запрете пропаганды гомосексуализма», – рядом стоят менты и улыбаются. Значит, нет государства. Если вы используете Следственный комитет, полицию, тюрьмы для решения политических задач, государство превращается в одну из бандитских группировок. К этому мы стремительно движемся с ускорением «Же».

– Странная ситуация: «Союз правых сил» в 2007 году мог потратить деньги на билборды, а Навальный заказал условно телевизионную рекламу. Причем здесь Следственный комитет? В России партия не может сама распоряжаться деньгами?

– В России и гланды удаляют специфическим образом – традиция такая. Вопрос не столько в бессмысленных, дурацких ограничениях, сколько в правоприменении. С Навальным, думаю, все понятно: дело высосано из пальца, они ищут, за что его посадить и посадят, я в этом уверен. А допустим, у вас есть деньги на политическую рекламу. Фирма, которая владеет билбордами, объявляет цены. Вы приходите к ним и говорите: «Отлично ребята, я покупаю здесь, здесь и здесь». Соглашаются, потом им звонит кто-нибудь из начальства, говорит: «Слушай, извини, нам это дороже станет».

Смешной случай. Март 2011 года, 150 лет со дня отмены крепостного права. Партия «Правое дело», которую я возглавлял, пока ее к чертовой матери не разогнал Кремль, решила повесить растяжку: «Крепостное право надо отменить сверху, пока оно не отменило себя снизу». Подпись: Александр II. Ни одна рекламная фирма Москвы не согласилась размещать эту растяжку или билборд! Так же сегодня пытаются найти преступление, чтобы посадить человека. Однажды О. Генри объяснял, как сделать смешно. Нужно поменять местами события: парикмахер приготовил пластырь, йод, сделал аккуратный надрез и заклеил. Смешно. Ситуация с Навальным в чем-то смешная.

– Кого Следственный комитет видит пострадавшей стороной в деле о хищении денег «Союза правых сил»? Если деньги выделялись из госбюджета, то 100 млн рублей (цифра из отчета, опубликованного на сайте ЦИК, страницы 15-16) не досчитались граждане России.

– Деньги были не государственные, а партии СПС. В 2007 году я вел кампанию в Петербурге, не занимался заключением договоров, но слышал, что партия заключила договор с фирмой Навального «Аллекта» или как ее там («Аллект» – прим. «МР»). Дальше он представил отчет о работе, уполномоченная комиссия осуществила приемку, выплатила деньги, отчиталась перед Центральной избирательной комиссией и Министерством юстиции. Ведомства не обнаружили нарушений. Это было сделано пять с половиной лет назад!

Дальше неформальная сторона. Представьте, что Навальный украл деньги партии. Взял 90 млн, выполнил работ на 20 млн. Все бы начали говорить: «Навальный – сукин сын, нахрена этого подонка сюда привели?! Смотри, что сделал!» Когда в компании воруют, все об этом знают. Я сообщил Следственному комитету и повторю вам: мы с коллегами по партии СПС не имеем претензий по качеству и объему работ, выполненных Алексеем Навальным. Почему мы наняли его, а не Пупкина? Хрен его знает, пять с половиной лет прошло! В 2007 году от нас бежали, как черт от ладана. Вы помните, в Питере не было плакатов «Союза правых сил»? Их запрещали вешать. Огромное количество фирм отказались в последний момент. А тут приходит мужик и говорит: «Я размещу». И делает свою работу. Госбюджет к этому не имеет отношения.

Даже если «Союз правых сил» лоханулся, – это не уголовное преступление. Значит, мы лохи. Могу об этом спокойно говорить, потому что не заключал контракты на рекламу. Я, может быть, в чем-то другом лоханулся. Но пострадавшего нет! Нам говорят: «Ребята, у вас украли!» Мы всеми ногами отбиваемся и доказываем: «Мы не в обиде!» Об этом Никита сказал (Белых, губернатор Кировской области – прим. «МР»), который был первым лицом партии, Немцов, который был вторым, Маша Гайдар, член политсовета... Ясное дело, Навального посадят.

– Первым новость о воровстве в СПС опубликовал телеведущий Владимир Соловьев. Причем со ссылкой на вас. 

– Я это, разумеется, опровергаю. Соловьев подошел ко мне в перерыве «Поединка» и сказал: «Навальный украл деньги СПС, ты же знаешь». Мой ответ был, что все это фигня и отвали. Не помню, какими точно словами. Возможно, даже непечатными. Предпочитаю считать, что человек не соврал, а просто не расслышал меня. Тема закрыта. Я буду продолжать ходить на передачи Владимира Соловьева к той аудитории, которая разделяет мои взгляды.

– Вы утверждаете, что Алексея Навального посадят. А Никиту Белых снимут с поста губернатора Кировской области?

– По поводу Навального я бы рад ошибиться. За него взялись всерьез – им будет западло его не посадить. Думаю, Никита в данном случае не является объектом атаки. Если бы президент хотел снять Никиту, он бы сделал это куда проще, без пиаровской кампании. Шестой помощник третьего ассистента президента вызвал бы Никиту и сказал: «Пишите заявление об уходе по собственному желанию». Свора «Единой России» из Кировской области нападет на тех, кто им кажется слаб. Их даже в администрации президента не считают за людей. 

– «Единая Россия» опубликовала на своем сайте «Манифест политического либерализма». Когда у партии власти отрастет полноценное правое крыло? 

– Незабвенный товарищ Грызлов, когда речь шла о крыльях «Единой России» сказал одну из своих великих фраз, почти такую же, как «парламент не место для дискуссий». Он сказал: «Медведи не летают». В «Единой России» могут быть по отдельности либеральные, профессиональные люди, например, господин Плигин, автор либерального манифеста, но вместе они голосуют так, как им скажут. Есть даже те, кто против антигейского закона и «закона Димы Яковлева», – они не могут об этом открыто говорить. Более того, Жирик умный человек, просто работает клоуном. «Единая Россия» может хоть шесть крыльев отрастить и стать шестикрылым Серафимом, но из этого получится одна болтовня. 

share
print