Новости

В Москве исчез очередной городской памятник: мозаика 30‑летней давности

При ремонте перехода зачем-то убрали любимую горожанами мозаику

После ремонта со стены подземного перехода под Третьим транспортным кольцом недалеко от метро «Красносельская» исчезла наивная мозаика 30‑летней давности: красноармеец на огнедышащем коне.

Вместо нее равнодушные рабочие по указанию равнодушных начальников положили сероватую плитку. Глазу больше не за что зацепиться, переход стал таким же, как и все остальные. А город стал еще чуть более равнодушным к своим жителям.

Этот переход строили в начале 80‑х. Одну из стен неведомый автор украсил композицией с всадником. В желто-оранжевых тонах нагой юноша, дующий в горн. Конь под ним извергал то ли пламя, то ли пар из ноздрей. Подсветка — простая желтая лампа — создавала динамику.

Картина вряд ли представляла собой художественную ценность. Но вспомните переход, в который вы чаще всего спускаетесь. Скорее всего, это глухое, затхлое, плохо освещенное место. Обязательно присутствуют (подчеркните нужное): бабушка с текстильной мелочью, бомж, музыкант-попрошайка.

Меня же каждый раз по пути на работу встречали солнечного цвета конь и всадник с фигурой греческого бога, из одежды у которого только шапка с красногвардейской кокардой. Оба изрядно по­трепанные, но освещенные желтым светом, все‑таки задавали бравый тон.

Это маленькая деталь, которая может создать настроение или хотя бы добавить позитивную нотку. Ремонт начался незадолго до Нового года. Иногда, проходя по перегороженному лесами переходу, гадала, оставят коня или нет. Однажды леса убрали. На месте, где раньше была солнечного цвета картина, оказалась серая стена.

Город — самобытное живое существо. Его скелет — проспекты, дома. Но наполняется содержанием этот объем только мелочами, такими, как этот красноармеец. Они наводят уют, создают смысл пространства.

Андрей Сальников, архитектор-самоучка, построил сказочную детскую площадку. Типовой двор обрел свое лицо, но площадка выбивалась из стандарта, и власти хотели ее снести. При помощи шума, поднятого СМИ, постройки удалось спасти.

Мозаика с Красносельской ушла тихо. «Не знаю, почему они убрали плитку. Может, было выделено определенное количество денег, а плитку нужно было или демонтировать, или реставрировать. На реставрацию не хватило — сняли», — скала мне служащая управы Красносельского района и добавила: «Я там никогда не была, коня вашего не видела».

Те, кто не видел плитки, решат, что ее исчезновение — ничего не стоящее дело. Ну подумаешь, убрали безвкусицу made in USSR. Но теперь застывшие в неловком молчании друзья не оживят разговор шуткой про голого красноармейца. Никто не объяснит дорогу: «Спуститесь в переход, не перепутаете — там плитка желтая с конем». Пропал маячок, зарубка на теле города, которая становится зарубкой в памяти жителей о нем.

share
print