Истории

Предвыборный ликбез: Стоит ли верить предвыборным программам

Мы продолжаем публиковать материалы, которые помогут горожанам подойти к выборам во всеоружии

Выборы – пора обещаний, зачастую весьма щедрых. Весь вопрос в том, можно им верить или нет. В прошлые кампании выдвигать кандидатов могли как партии, так и объединения-однодневки, созданные накануне выборов и исчезнувшие после их окончания. Не возбранялось и самовыдвижение – многие кандидаты числились независимыми.

Представители «фантомов» и независимые не скупились на посулы. Многие пункты их программ были в принципе невыполнимы. Но кандидаты полагали, что за четыре года избиратели забудут, что им наговорили, а особо памятливым можно ответить, как черепаха, обещавшая победить в соревнованиях по бегу – развести лапками: «Ну, не смогла».

Те, кто избирались от партий, тоже много чего обещали. Но до недавнего времени «мариинцы» свободно кочевали из фракции во фракцию. В 2002-м в Собрание не прошло ни одного члена ЛДПР, а «Единая Россия» по результатам выборов получила всего четыре мандата. Сейчас во фракции ЛДПР – пятеро депутатов, во фракции «Единой России» – 26. Понятно, что спрашивать их сегодня о выполнении их прежних партийных программ бессмысленно.

По новым правилам выдвигать кандидатов могут только партии. Кроме того, новый закон запрещает избранным депутатам бегать из фракции во фракцию. Значит, через пять лет у нас будет возможность «проконтролировать» победителей, спросив с них за выполнение предвыборных обещаний.

На что же стоит обратить внимание?

Если, рассказывая о сделанном, партия начнет отчитываться за все ветви и этажи власти. Например, объявит, что ее депутаты построили детские площадки. Это здорово, а главное, наглядно. Но следует помнить, что площадками занимаются администрации районов и муниципалитеты, а вовсе не депутаты ЗС.

Слишком щедрые посулы также должны насторожить. Если партия обещает, допустим, многократно увеличить строительство жилья для очередников или «закрыть» проблему с лекарствами для льготников, не спешите отдавать ей свое сердце: решить подобные вопросы без участия Смольного невозможно.

Обилие обещаний, которые можно выполнить лишь на федеральном уровне, также повод задуматься. Конечно, Собрание вправе выступить с законодательной инициативой, предложив, например, увеличить размеры пенсий. Вот только много ли шансов, что Дума эту инициативу рассмотрит и поддержит? А самостоятельно принимать решения по федеральным вопросам питерские парламентарии не могут.

Стоит посмотреть, насколько продуманы партийные программы. В идеале партии должны не просто обозначить свое желание разрешить ту или иную проблему, но и рассказать, как и за счет чего это можно сделать. Если ответа на эти вопросы нет, то, скорее всего, речь идет о пустых декларациях.

Конечно, чтобы делать выводы о партийных программах, их надо, как минимум, прочитать. Но дело того стоит. Поменять депутатов, за которых мы проголосуем в марте, мы сможем не раньше чем через пять лет.

Кто старое помянет
Корреспонденты "МР" решили узнать, помнят ли нынешние жепутаты, что они обещали пять лет назад. Старых программ не сохранилось ни у кого! Вот типичные варианты ответов. 

Косят под дурочек

Никто из помощников не знает, где находится программа. «У нас программа не сохранилась, это же было так давно!» Где хранятся программы, не знают и в пресс-центре ЗС.

Прикрываются законом

Предвыборную программу прислать не могут, это запрещено законом. Комментарий юриста партии: по закону о выборах запрещается печатать отчеты о проделанной работе, если они не оплачены из фондов депутатов. При этом юрист явно путает рекламу и редакционный материал. Получается, сравнивать, что обещал и что сделал депутат, незаконно?

Мы им не нравимся

Звонок в приемную депутата.

- Я не могу вам ее дать, вы же понимаете, сейчас такое время. Могут быть всякие нехорошие вещи. Придите на прием к депутату, он вам и сам все расскажет.

- А почему я должна верить, что скажет депутат?

- Вы знаете, я просто шокирована. От меня зависит, дать вам программу или нет. Мой начальник не вы, а депутат! И вот когда он скажет мне – дай программу, тогда я и дам!

Тянут волынку

«Мы еще не знаем, давать ли вашей газете нашу предвыборную программу», – резюмировал женский голос. За неделю этот вопрос в предвыборном штабе так и не решили. Когда после десятого звонка это стало выглядеть неприлично, начали требовать лицензии, учредительные документы и данные типографии, где мы печатаемся.

 
Всегда готов!
Где лежит старая программа – депутат не помнит, новая будет готова недели через две, но депутат уже в строю и готов баллотироваться.

 

 

Все разобрали на сувениры

«Программы у нас нет. Потому что прошло четыре года и у нас все отчеты о том, что сделано, идут у избирателей “на ура”».


share
print