Истории

Лицензия на арест

Ужесточается борьба с пиратским софтом, и у этой борьбы может быть много жертв: большинство используемых в стране компьютерных программ — нелицензионные

Использование нелицензионного софта становится рискованным предприятием. По крайней мере, для юридических лиц.

Госдума приняла во втором чтении поправки в уголовный кодекс, ужесточающие наказания за интеллектуальное пиратство, в том числе и в области разработки компьютерных программ. Рвение депутатов связано с желанием российских властей вступить во Всемирную торговую организацию, руководство которой требует от России усилить борьбу с нарушителями авторских прав. У этой борьбы уже есть первая жертва — директор деревенской школы. К частным пользователям пиратского софта пока еще не приходили.

«Майкрософт» против директора школы

Александр Поносов — директор школы в поселке Сепыч Пермского края. 9 января в местном суде начался процесс о нарушении им авторских прав компании «Майкрософт», крупнейшего производителя программного обеспечения.

Сепычевская школа была построена в 2005  году. Вместе со школьными партами и стульями в школу привезли 12 компьютеров для кабинета информатики. Как рассказал Поносов, нелицензионное программное обеспечение уже было установлено на всех компьютерах. «У нас слабая подготовленность в отношении определения лицензионности программ, — сообщил Поносов. — Да и документы до сих пор все толком не пришли».

Январь 2007 года, директор Александр Поносов (в центре) на открытии помещения для начальных классов. Фото из архива Александра Поносова 

В мае 2006 года в школу приехала прокурорская проверка, инспекторы установили, что программное обеспечение на компьютерах нелицензионное, запретили его использовать и изъяли жесткие диски. Директору школы и учителю информатики теперь грозит штраф в 266 тысяч рублей и лишение свободы на срок до пяти лет.

Поставкой компьютеров в школу занималось краевое управление капитального строительства. Но Павел Шульман, замдиректора управления, рассказал, что его организация платила только за компьютеры, а программное обеспечение в документах не значилось.

Истину теперь предстоит установить суду. По словам Александра Поносова, начало слушаний не вызвало волнений среди родителей его учеников, поскольку школа поселка Сепыч уже закупила лицензированную продукцию на сумму 45 тысяч рублей. Это помогло избежать срыва занятий.

В московских школах софт лицензионный

Владимир Шаврин, из краевого министерства образования, сообщил, что в Пермском крае немало образовательных учреждений, в компьютерных классах которых установлено нелицензионное программное обеспечение. «На основании принятых поправок 90 процентов школьных компьютеров мы можем поставить к стеночке, — заявил Шаврин. — Федеральному агентству по образованию давно пора заключить договор с «Майкрософтом» на поставку программ».

Представители компании «Майкрософт» отказались комментировать ситуацию.

В московских школах нелицензированных программ практически нет, сказал Александр Гаврилов, пресс-секретарь столичного Департамента образования.

По его словам, в Москве действует программа обеспечения образовательных учреждений компьютерной техникой и учебным оборудованием. В ее рамках оборудование на сумму свыше 60 тысяч рублей закупается только после проведения конкурса среди компаний-поставщиков. Конкурсанты предоставляют на проверку департаменту все необходимые документы и лицензии на технику, в том числе и на программное обеспечение.

«Но исключить, что в каких-то школах установлен нелицензированный софт, все равно нельзя, — говорит Гаврилов. — В конце концов, кто-то из родителей мог подарить школе компьютеры».

Если пиратский софт установлен на личном компьютере

На подавляющем большинстве российских компьютеров установлены нелицензионные программы. Об этом говорят результаты исследования, проведенного Ассоциацией производителей программного обеспечения.

Пиратский софт используют 71,2 процента российских компаний. При этом самый низкий уровень использования пиратских программ в корпоративном секторе зафиксирован в столичном регионе (66,5 процента). Но при этом в Москве самый высокий уровень нелицензионных программ на домашних компьютерах — 89 процентов.

Частным пользователям нелицензионных программ ничего не грозит. По словам адвоката Максима Домбровицкого, оштрафовать физическое лицо за использование нелицензионных программ можно только, если доказать, что это преступление было умышленным. «Нет никаких правил покупки лицензионного софта, — сказал Домбровицкий. — И покупатель не обязан знать, как отличить лицензионный диск от пиратского».

По словам адвоката, исследовать компьютер пользователя на предмет наличия пиратского софта практически невозможно, так как проверяющие должны войти к нему в квартиру. Жилец может не пускать сотрудников милиции в свою квартиру, если у них нет постановления суда о проведении обыска.

share
print