Истории

"Самому остановиться невозможно"

Бывшую наркоманку спасли от смерти родители, теперь она старается помочь подросткам избавиться от наркозависимости

У 27-летней Елены Карповой годовалая дочь и наладившаяся жизнь. А позади — наркотики, попытки самоубийства, погибший ребенок.

«Я просто сияю, я же теперь такая счастливая», — говорит Елена.

В четырнадцать лет она подружилась с компанией ребят, в которой попробовала первый раз наркотики и уже не могла остановиться. По истыканным венам, частым переменам настроения родители догадались о происходящем. Произошел скандал. Лена два раза пыталась покончить с собой.

«Жить мне просто не хотелось. Я смотрела на мою маму, и мне хотелось умереть, мне было жалко её. Она страдала, видя, как меня ломает», — рассказывает Елена.

Тогда приятели Лены собирались на квартире, где жил взрослый уже мужчина: он возглавлял музыкальную группу, и подростки приходили под видом того, что занимаются музыкой.

«Притоны — это обычные квартиры, куда заманивают подростков под разными предлогами, — рассказывает Галина Фролова, начальник отдела Госнаркоконтроля Южного округа. — Предлагают выпить, потом закурить. В этом году нам удалось обнаружить несколько таких притонов в Нагатинском Затоне. Но очень трудно доказать, что они там занимаются именно наркорекламой и [вовлекают] подростков [употребление наркотиков]. Они умело вуалируют свои дела».

«У нас одному пацану даже в подъезде предлагали [попробовать наркотики], он отказался и родителям сказал. Нам на собрании говорили, чтобы мы сразу сообщали, где и чего. А вдруг они [наркодилеры] нас потом поймают?» — говорит 14-летний Олег, который живет в Зябликово. Самому ему наркотики еще никто не предлагал, только так, курит с другими ребятами за компанию.

Жители района жалуются на два общежития у метро Красногвардейская. «Возле них всегда какие-то подозрительные [люди] ходят, дети там все сплошь курят, — говорит Александр Соколов, живущий в соседнем доме.

Подростки из этих общежитий ходят в школу № 943. «Там много детей из неблагополучных семей, из категории риска», — говорит Ирина Верёвкина, медик-психолог наркодиспансера №1.

В октябре 1-й наркодиспансер провел в школах Зябликова специальный мониторинг и выяснилось, что около 30 процентов школьников района в возрасте от 11 до 16 лет хоть раз курили, употребляли пиво или вино, 5% — пробовали наркотики. (Мониторинг основан на анонимном анкетировании учеников: ребенку нужно указать только возраст.)

По словам психолога Верёвкиной, есть определённая закономерность в увлечении алкоголем, табаком и наркотиками: «Подросток в 11-12 лет пробует из любопытства. В 13-14 лет обычно наблюдается перерыв. А вот в 15-16 начинается серьёзное увлечение, это опасный возраст».

Обработав анкеты, специалисты наркодиспансера планируют свою работу в данном классе. «Мы обыгрываем с детьми разные проблемы, — рассказывает Верёвкина, — как отказаться, что говорить, что предпринять в разных ситуациях». Помимо лекций, школьникам демонстрируют фильмы-ролики, показывающие, что может произойти, если пить или принимать наркотики...

Дети, родители и учителя 893-й школы согласились участвовать в эксперименте. В этой школе в течение трех лет будут работать психологи и специалисты НИИ наркологии, чтобы выявлять у детей ту или иную зависимость и помогать от нее избавиться.

20 ноября специалисты наркодиспансера посетят еще и гимназию №1552, где также проведут беседы со школьниками. «Такие мероприятия полезны. Нужно проводить их везде, а в Нагатинском Затоне и Братеево — особенно, — говорит Галина Фролова, — там больше всех на учете детей и взрослых. В Затоне отмечается высокий уровень преступности, и притонов обнаружено там больше всех в округе. В этих 2-х районах все обстоит намного хуже, чем в Зябликово».

Некоторые бывшие друзья бывшей наркоманки Елены Карповой умерли от передозировки. Лене тогда повезло — ее вытащили родители. Они — состоятельные люди, готовы были потратить много денег, чтобы спасти дочь, и она согласилась лечиться.

Четыре года назад Елена вышла замуж, ее первенец родился мёртвым. Но о прошлом она вспоминает часто: рассказывает на встречах с подростками, которые устраивает общество борьбы с наркотиками.

«Мои родители смогли меня спасти, а что делать тем, у кого нет денег? Я говорю точно — самому остановиться невозможно», — говорит Елена.

share
print