Истории

Дешевая ярмарка

На Домодедовском рынке обсуждают заявление мэра Москвы о сокращении количества открытых торговых рядов

«Деточка, этот автобус идет в Расторгуево?» — спрашивает бабуля с хозяйственными сумками, за ней семенит дед с большой сеткой с овощами. Узнав, что это не ее автобус, они направились к остановке, чтобы присесть. «У нас же ведь дорого все, и там нет того, что нам надо. А здесь, на Домодедовской, мы нашли все продукты. И продавцы все такие благодарные, что мы у них покупаем, нам спасибо говорят», — говорит, отдышавшись, Пелагея Антонова из Подмосковья.

Сейчас на Домодедовской ярмарке обсуждают новость о возможном закрытии. На прошлой неделе мэр Лужков вернулся к вопросу о сокращении количества рынков: «Такого объема торговли, как в Москве, где большинство товаров — это контрафакт, а у продавцов отсутствуют кассовые аппараты, в цивилизованных городах нет. И наша задача сократить число таких торговых точек», — заявил Лужков на заседании правительства Москвы.

Программа реконструкции столичных рынков коснется и ярмарки на ул. Генерала Белова. К концу года там появится торговый центр. В нем, как сказал Валерий Чумаев, заместитель главы управы Орехово-Борисово Южное, разместится вещевой рынок. Сельхозярмарка пока останется, но со временем и она переедет. «Новый торговый комплекс — это первый этап, потом будет строиться гостиница», — сказал Чумаев.

Повысится ли стоимость аренды торговых точек — пока неясно. Но этот вопрос — принципиальный для продавцов ярмарки: домодедовский рынок привлекает покупателей, прежде всего, низкими ценами. 57-летняя Марина с подругой специально приехали из Видного, говорят, что отовариваются 2-3 раза в неделю: «Тут ведь подешевле все в полтора раза. Кур берем, мясо, а в основном — овощи, своего огорода-то нет».

Фруктово-овощной ряд начинается с арбузного развала. Фердас Касымов из Узбекистана, улыбаясь, предлагает посетителям свой товар: «Арбузы и дыни продаем дешевле, так быстрее раскупают».

Цаца торгует уже 15 лет, и ее все знают. «Мы же для людей торгуем, — говорит она. — вот и надо, чтобы им было по цене».

Бордовым глянцем сверкают гранаты, которым и торгует Мухтар Гасанов из Азербайджана. В центре Москвы гранаты стоят больше 250 рублей, а у Мухтара — 80. «Кто-то продает за день 10 кило, а я — 150. Я сам закупаю большими партиями, потому что знаю, что продам. И чем больше беру — тем дешевле получается».

Рядом торгует свежей зеленью Сесиль Захарова: «Я здесь уже 7 лет, меня руководство даже в штат взяло. С трудовой книжкой. Зелень поставляют из Азербайджана, я сама договариваюсь, поэтому дешевле, чем у других».

«У нас в Царицыно, посмотрите, вот этот перец — 45 рублей стоит, а здесь — 20, и хороший ведь», — рассказывает покупательница Мария Митрофановна.

Известие о том, что открытые торговые ряды могут снести, завсегдатаев рынка озадачило. «Как же так? Ведь если снесут рынок, то в крытых павильонах цены будут выше, — говорит Людмила Андреева, жительница Орехово-Борисово, признавая, правда, что «условия здесь все-таки не фонтан».

На втором уровне расположены мясные и рыбные ряды. Анучи, продавец из Средней Азии рассказывает, что специально открыл с друзьями ферму в Подмосковье. Туда из Дагестана привозят овец — на убой. «На другом месте продавать можно дороже, но там аренда все заберет, — говорит Анучи. — Мы рядом живем, я уже 7 лет здесь работаю, привык. Да и покупатели у меня постоянные, даже из центра города приезжают».

Продавцу корейских салатов Ларисе Шин нравятся не только цены за аренду («по 600 рублей в день, и за 4 года нам плату не повышали»), но и соседи, торгующие рядом.

«Посмотрите, какие здесь фрукты — они из Грузии, — рассказывает высокая темноволосая посетительница рынка. — Эта женщина здесь торгует столько, сколько я здесь живу». За прилавком улыбается пожилая грузинка: «Уже 15 лет, как приехала. Ко мне все уважительно относятся, все зовут меня «Ца-аца, — тянет со смехом она. — А вообще — ничего особенного тут нет. Мы же для людей торгуем, вот и надо, чтоб им было по цене. Им хорошо, и нам — тоже».

share
print