Истории

Банан за тридцать пять

Прилавки рынков в Митино и на Тушинской начинают пустовать

«Здесь работало 35 точек, а осталось четыре места. Торговые места освободили для россиян, а никто не приходит. Если так дело пойдет, то торговля вообще прекратится», — говорит 54-летний Зиваяр Алиев, хозяин одной из торговых фруктово-овощных палаток на колхозном рынке «Тушино».

Вступило в силу постановление правительства, по которому с 15 января иностранцев, торгующих на рынках, должно быть не больше 40 процентов от общего числа продавцов, а с 1 апреля иностранцам вообще нельзя будет торговать на рынках и в палатках. Новые правила, по мысли чиновников, должны вернуть граждан России в сферу торговли, в которой до сих пор были заняты в основном выходцы из бывших советских республик. Но пока освобождающиеся рабочие места занимать некому.

«Сейчас на продуктовом рынке выбор меньше стал, почти все продавцы разъехались, а вечером около оставшихся палаток собираются очереди», — говорит Маргарита Шарко, проживающая на улице Барышиха и практически каждый день покупающая фрукты на рынке «Тушино».

По соседству с продуктовым рынком расположен вещевой, количество торговцев здесь уменьшилось в пять раз. «У нас было пятьдесят торговых точек, а осталось десять. Мы делаем скидки на товар, для нас главное, успеть все продать до апреля, а потом поедем по домам», — рассказывает Юзиф Джабаров, торгующий дубленками и зимними пуховиками.

Шохрад Мамедов — владелец нескольких торговых точек на вещевом рынке «Тушино». Он говорит, что 15 лет является гражданином России, но новое постановление отрицательно сказалось на его бизнесе. «В течение месяца я трижды нанимал реализаторами москвичей, но никто из них больше недели не продержался. В результате простаивает торговля, а за аренду я плачу ежедневно».

По словам предпринимателей, продавцами у них работают украинцы, молдаване и азербайджанцы: один день работы иностранного продавца оценивается в 350-400 рублей. «Москвичи не будут работать на таком морозе и за такую плату, они хотят тысячу рублей в день, — значит, банан будет стоить не двадцать восемь рублей, а тридцать пять», — рассказал Зиваяр Алиев.

На ярмарке «Викториан 2000», располагающейся на Митинской улице 29-35, ситуация другая. «Для нас это постановление не играет большой роли, потому что продавцы у нас в основном русские», — говорит Андрей Лаврончук из администрации ярмарки. По его данным, на ярмарке около 90 торговых точек, из них только 15 принадлежали иностранцам: «Когда вышел указ, практически все нерусские продавцы собрались и уехали. Они просто не захотели оформлять разрешения на торговлю, а без него нашей фирме пришлось бы заплатить штраф 800 тысяч рублей за человека». Лаврончук рассказал, что сейчас на ярмарке работают три палатки, принадлежащие выходцам из бывших стран СНГ.

Альбина Жафарова — продавец и арендатор торговой палатки на ярмарке «Викториан 2000». Несколько лет назад ей с семьей пришлось уехать из Азербайджана, и сейчас у нее на иждивении больной муж и четыре дочери: «Мы переехали из-за армяно-азербайджанского конфликта, на родине у нас ничего не осталось, мы практически беженцы». Сейчас торговля Альбины — единственный источник дохода для ее семьи: «Мы живем одним днем, а что будет с нами в апреле, когда истечет срок разрешения на торговлю, один бог знает».

«Люди приехали в Россию зарабатывать деньги, пусть работают, мне они не мешают», — говорит Ирина Прохорова с улицы Генерала Белобородова. Другого мнения придерживается Сергей Корнев, торгующий на ярмарке постельным бельем из Иваново. «Меня этот вопрос волнует с моральной точки зрения: они ведут себя как дома, а мы, получается, гости в своей стране», — говорит он.

share
print