Новости

Пустые прилавки

Рынки в Бирюлево-Западном и Царицыно на пороге перемен: большинство граждан СНГ предпочитают покинуть сферу торговли

«Иностранцам здесь жизни вообще нет. Я русская, мне проще», — говорит 45-летняя Елена Смертьева, сметая снег с прилавка со свежей и замороженной рыбой на рынке в Бирюлево-Западном.

В прошлую субботу сюда приезжала миграционная служба. «Всех переворошили, теперь товар есть, продавцов нет», — женщина указывает рукой на пустующие соседние киоски.

Семь лет назад она, бывший сотрудник научной лаборатории, приехала в столицу из Астрахани на заработки. По ее словам, с тех пор она «не вылазит с рынка с утра до вечера», трудится без выходных за 500 рублей в день. Москвичи за такую сумму торговать на холоде не станут, уверена Смертьева.

С 15 января вступило в силу постановление правительства, по которому иностранцев, торгующих на рынках, должно быть не больше 40 процентов от общего числа продавцов, а с 1 апреля иностранным гражданам вообще будет нельзя торговать на рынках и в палатках.

Ольга Ивановна, торгующая напротив Смертьевой, рассказывает, что собирается уезжать в родную Молдавию через неделю, но не в связи «с грядущей рыночной зачисткой».

«Мне 59 лет вот-вот будет, а меня милиция везде останавливает. У меня документы-то в порядке, а они [милиционеры] ни в какую. Не могу уже взятки давать», — говорит она.

50-летняя Галина Иванова рассказывает, что до приезда в Москву была инженером украинского радиозавода. Она уже получила медицинскую книжку, начала оформлять документы для регистрации. По ее словам, это трудно успеть в двухнедельный срок, но она твердо решила остаться жить и работать в России.

Продажа носков и перчаток на рынке не приносит ей стабильного дохода, но у Ивановой получается откладывать деньги на учебу сына и отдавать ежемесячно пять тысяч рублей за аренду комнаты. «На еде экономлю. Варю себе пельмени, сосиски», — говорит она.

Молодая мама Валентина Смирнова, жительница Бирюлево-Западного, всегда предпочитала рынок супермаркетам.

По ее словам, недавно она пришла на рынок за мясом, а продавца Тиграна, у которого всегда свинину покупала, нет. Его соседи по прилавку сказали Смирновой, что Тигран был вынужден уехать домой в Азербайджан.

«Мне жаль Тиграна. Мне разницы нет, у кого я куплю мясо: у русского или иностранца», — говорит она. По ее словам, правительство совершило ошибку, начав делить продавцов по национальному признаку.

На рынке в Царицыно также есть «пострадавшие» из-за нового закона. «Тут немало тех, кто вынужден отправиться на родину, за пределы России», — говорит 35-летний продавец Вахтанг, переминаясь с ноги на ногу возле коробок с заледеневшей хурмой.

По его словам, он уже купил билет домой, хотя собирался отправиться в Азербайджан весной, накопив денег. Дома его ждет жена и пятилетний сын. Напарник Вахтанга Эльмар проживет в столице еще месяц.

«Все равно нам тут житья не дадут», — констатирует 19-летний Эльмар.

share
print