Истории

Лимита наоборот

Переселение в пригороды становится тенденцией. Но если на Западе за город переезжают обеспеченные люди, то у нас в основном едут те, кто не может позволить себе достойную квартиру в столице

«Москва достигла пределов строительства жилья, — говорит Леонид Нитко, пресс-секретарь фонда «Институт экономики города». — Районов массовой застройки  единицы. Уже сейчас миллионы людей живут в Подмосковье, а работать ездят в Москву».

Столичные жители переезжают в Московскую область по разным причинам. Одним хочется жить в экологически чистом месте, вдали от шума, пыли, гари и вредных выбросов. Другие, особенно это касается молодых семей, просто не в состоянии купить жилье в Москве.

Из коммуналки в Люберцы «Я с удовольствием осталась бы в Москве, но купить отдельную квартиру в столице нам просто нереально», — говорит Юлия Волченкова. В прошлом году она вместе с мужем и дочкой перебралась в Люберцы.

Весной 2006 года Юлия продала 9-метровую комнату в коммуналке в районе метро «ВДНХ» за 41 тысячу долларов и, доплатив 24 тысячи долларов, купила отдельную 33-метровую однокомнатную квартиру за пределами МКАД. Чтобы приобрести аналогичное жилье в Москве, ей пришлось бы доплатить 80 тысяч долларов. «Таких денег у нас не было, — говорит Юлия. — Но очень хотелось отдельную квартиру, потому что жить в коммуналке мне не нравилось».

Юлия называет свое переселение вынужденным. «Здесь очень плохо развита социальная инфраструктура. Значительно меньше детских садов, школ, кружков, — говорит она. — К доктору мы ездим в Москву, потому что здесь я не нашла нормального специалиста».

Юлия Волченкова и ее муж Дмитрий продали комнату в Москве и купили квартиру в Люберцах на улице Красногорская в хрущевке. На работу ездят на машине. Мужу приходится приезжать на работу на час раньше, чтобы не стоять в пробках.

Остаемся в Долгопрудном Семья Горбовых три года назад купила однокомнатную квартиру в Долгопрудном. «В прошлом году у нас родилась дочка, и, естественно, мы задумались об увеличении жилплощади. Новая квартира, если получится, будет тоже в Долгопрудном, — говорит Анна Горбова. — В Москве делать нечего. Там дышать нечем. А здесь у нас природа, канал имени Москвы рядом, где мы гуляем с ребенком. Кстати, когда мы свою дочку показываем столичным врачам, они сразу задают вопрос: «А вы, наверное, в Подмосковье живете? Они говорят, что между столичными и подмосковными детьми большая разница<…> При этом [Долгопрудный] всего в пяти километрах от Москвы».

Правда, Анне Горбовой также не нравится местная инфраструктура. «Очередь в садик вообще нереальная, нам сказали, что года через четыре мы дождемся своей очереди», — говорит она.

Из области до работы ближе Мария Винник, вместе с мужем полгода назад поселившаяся в Красногорске, не жалеет ни о чем.

«Выбирая между квартирой в отдаленном районе Москвы или в Красногорске, мы остановились на втором варианте», — рассказывает Мария Винник. — Это зеленый тихий город с развитой инфраструктурой. Мы теперь даже думаем, что в будущем будем покупать свой дом».

По ее словам, до работы она добирается значительно быстрее, чем некоторые ее коллеги, живущие в Москве. «До моего офиса на электричке я еду всего 20-30 минут», — говорит Мария.

Ее муж также доволен жизнью за пределами МКАД. Он работает установщиком пластиковых окон, и его доход зависит от количества выполненных заказов. «Теперь он ездит исключительно по Подмосковью и успевает значительно больше, чем когда он работал в Москве», — говорит Мария.

Бегство к здоровью Семья Решаетников отправилась в область по идеологическим соображениям. «Живя в Москве, я постоянно находилась в стрессе, — рассказывает Екатерина Решаетник. — Мне несколько раз сбрасывали бутылку на машину. Я постоянно переживала, что ее угонят. А за городом в своем доме ты просто лишен этих проблем».

Решаетники в 2005 году продали квартиру в Москве и купили дом на участке в 16 соток в 30-ти километрах от МКАД по Рязанскому шоссе. «Я сейчас жду ребенка и хочу, чтобы он жил в экологически чистом районе. В Москве это уже невозможно», — говорит Екатерина.

По ее словам, жизнь за городом намного спокойней и размеренней. «Вечером можно сесть у камина и расслабиться», — рассказывает она.

Кроме того, Решаетники говорят, что коммунальные платежи у них ниже, чем в столице. За три зимних месяца у них набежало 2500 рублей за свет. И две тысячи за газ. «Но это только потому, что у нас газовое отопление. Например, за три летних месяца мы заплатили всего 25 рублей. Это при том, что моя мама постоянно что-то готовила», — рассказывает Екатерина. За московскую же квартиру у нее выходило порядка 1500-2000 рублей в месяц.

Есть и проблемы, признаются Решаетники. «Например, у нас два дня не было света, — вспоминает Екатерина. — Но с электрогенератором это не столь важно. Я не агитирую за переезд в Подмосковье, но обратно в Москву возвращаться я не собираюсь».

Поехали Сколько людей сегодня перебираются из Москвы в Подмосковье, точно не скажет никто. Таких данных нет ни у столичных, ни у областных чиновников.

В правительстве Московской области не смогли даже сказать, учитывают ли они при проектировании новых жилых кварталов тот факт, что недвижимость в регионе активно скупают москвичи. «Министерство строительства выполняет проект «Доступное жилье», — сказал Александр Молодых, пресс-секретарь подмосковного Минстроя. — Увеличивается количество сдаваемого жилья. При чем здесь люди? Сколько народа заселяется в те дома, которые были построены, у нас таких данных нет и не может быть по определению».

Леонид Нитко из Института экономики города говорит, что переселение москвичей в область уже не является единичным случаем, а приобрело характер тенденции. При этом он считает, что сегодня московские пригороды развиваются несколько по иному сценарию, нежели пригороды европейских столиц, например, Лондона или Парижа. «Там живут за городом в основном обеспеченные люди, у нас же, наоборот, за город в основном едут те, кто не может позволить себе купить квартиру в городе», — говорит Нитко.

share
print